Икона Спас Нерукотворный: значение и молитва

  1. История возникновения Образа Спаса Нерукотворного

  2. Самые известные иконы Спаса Нерукотворного

  3. Значение Нерукотворного образа Христа Спасителя

  4. В каких ситуациях молиться перед иконой Спас Нерукотворный

  5. Как молиться перед образом Спаса Нерукотворного

Согласно церковным преданиям, Спас Нерукотворный – самая первая православная икона, появившаяся еще при жизни Христа на земле. Образ содержит только Лицо Иисуса, тем самым указывает, прежде всего, на Личность Господа, а не на Его деятельность, и напоминает о главной цели каждого христианина – установить личные взаимоотношения с Богом. Смотря на Лицо Христа, мы можем быть в прямом контакте с Ним, встретиться с Ним лицом к лицу.


Предание о происхождении образа Спаса Нерукотворного


Икона Спасителя играет особую роль в иконописи и несет важное значение для самих христиан, исповедующих Православие. Нерукотворный лик назван таковым, потому что авторство по сути не принадлежит никому из людей, ведь он проявился чудесным образом по Божьей благодати.

Выделяют два типа представления Спаса:

  • Мандилион – лицо запечатлено на убрусе (платке, полотенце);

  • Керамидион – лицо изображено на «чрепии» (черепице, глиняной доске).

Существует несколько историй, связанных с возникновением обоих типов.

Общецерковное восточное предание повествует об одном царе маленького государства Осроены по имени Авгарь, который страдал от страшной болезни – черной проказы. Он был наслышан о чудесах, сотворенных Иисусом, что к Нему сходились люди даже из далеких стран, надеясь на избавление от недугов и страданий. Потому царь отправил своего слугу Ананию ко Христу, чтобы передал просьбу об исцелении. К тому же, тот был придворным художником, поэтому ему было еще поручено, что если у Иисуса не будет возможности прийти, то написать Его портрет. По данным некоторых источников, царю и вовсе приснился сон от Господа. В нем он получил откровение, что излечиться сможет только от иконы, изображающей лицо Спасителя.

Анания нашел Иисуса проповедующим толпе, встав на камень, приготовился писать портрет. По каким-то причинам ему не удавалось это сделать. Есть версия, что художнику помешало божественное сияние, исходившее от Христа. Тогда, видя безуспешные старания слуги, Иисус умыл Свое лицо в воде, протер полотенцем, на котором и остался запечатлен его лик. Когда Анания отдал плат своему правителю, тот сразу же был исцелен. Некоторые следы болезни все же оставались, пока к нему по Воскресении и Вознесении Христа не пришел Фаддей, апостол от семидесяти. После того как апостол обучил царя спасительной вере, проповедуя Евангелие, последний принял христианство, сменил висевшего над вратами города идола на чудотворный Образ Спасителя, после чего получил полное исцеление.


Происхождение Керамидиона объясняется двумя случаями:

  • по обратной дороге в Эдессу, столицу Осроены, художнику пришлось остаться ночевать в городе Иераполе. Он спрятал полотно с запечатленным лицом Христа в каменных плитах, а на утро обнаружил, что на одном из камней отобразился лик в точности, как на полотне;

  • согласно второй легенде, уже по смерти Авгаря, один из его потомков снова занялся идолопоклонством и для возрождения язычества решил уничтожить чудотворный образ. Тогда местный епископ скрыл его в городской стене, после чего о нем никто не вспоминал, вплоть до 545 года. Когда в том году Эдесса была под блокадой персидских войск, одному священнику явилась светоносная женщина, которая указала ему на то место, где была схоронена икона. При обнаружении выяснилось, что на один из кирпичей перенеслось лицо Спаса. После этого блокада города была снята благодаря чудодейственной силе образа.

По версии западного средневекового предания, мандилион возник иначе. Когда Христос был на своем пути к Голгофскому кресту, среди сопровождавших людей была благочестивая девушка Вероника. Она подала льняной платок Иисусу для того чтобы Тот смог вытереть кровь и пот с лица. После она заметила, что изображение Его лица осталось на платке. Отличием от полотна из восточного предания является то, что на этом отображен и терновый венец, который был на голове Христа во время несения Им креста.

Подтверждением историчности данных легенд являются некоторые письменные свидетельства, датируемые IV веком. Историки уверяют, что в летописях Фаюмы содержалась письменная просьба царя у Иисуса об исцелении и ответное письмо от Христа. Также упоминается их переписка в надписях, которые были сделаны на дверном косяке одного из древних домов в Эфесе, где проводились исследования.

Говоря о достоверности историй, ссылаются и на откровения праведной женщины из Аквитании, которая путешествовала по Востоку Сильвии и получила от Эдесского монаха копии писем, написанных Авгарем и Иисусом друг другу.

Священное Писание


Наиболее известные иконы Спаса Нерукотворного

Дальнейшая судьба подлинника точно неизвестна. Некоторые источники утверждают, что он был перевезен в Геную в 1456 году и сейчас хранится в храме апостола Варфоломея. По иной версии, оригинал был утерян при крушении корабля, который устроили крестоносцы. Возможно, люди намеренно выкинули икону в воды океана, веря, что Бог Сам при необходимости сохранит ее и отдаст, когда наступит безопасное время. В любом случае, это всего-навсего предположения, и точную информацию уже сложно будет восстановить. Тем более, неожиданное появление иконы в разных местах обычно всегда несет в себе некую тайну.

Однако, многие иконописцы стали изображать лик Спаса Нерукотворного. Больше всего распространены варианты, где лицо Иисуса отображено на полотне, чем на камне. Тем не менее, известно немало случаев, когда эти иконы проявляли чудодейственную силу.

Известны вариации иконы «Спас Нерукотворный с деяниями», когда вокруг центрального лика Христа изображаются клейма с историей образа.

В собрании Государственного музея искусств Грузии присутствует икона, выполненная в энкаустической технике, на которой Иисус представлен в погрудной позиции. Дата создания предположительно приходится на VII век, но некоторые считают ее оригиналом из Эдессы. Она именуется «Анчисхатским Спасом».

Одной из известнейших работ является двусторонний образ: с одной стороны, показан Спас на черепице, с другой – Прославление Креста. Выполнена она новгородскими мастерами в XII столетии и сейчас входит в собрание Третьяковской галереи. По мнению специалистов, лик максимально похож на оригинальный образ Спасителя, проявившийся на камне.

Особо почитаемой в Русской Православной Церкви считается икона, привезенная из городка Вятка в середине XVI века. Говорят, еще там через нее было совершено первое чудо, когда город был защищен от моровой язвы, от которой страдала вся Русь. Сначала по привозу в Москву ее хранили в одной из Кремлевских башен, но после перенесли в Спасо-Преображенский храм. Ныне известны разные истории совершенных через нее чудес:

  • прозрение слепого мужчины;

  • поддержка в остановке восстания Степана Разина;

  • прекращение пожара во время паломнического странствия;

  • бесчисленные исцеления от заболевания холеры.

В период революции вятский оригинал был утерян, и на данный момент вместо него в храме представлена копия.

Многие верующие православные знают о чудотворной иконе «Всемилостивого Спаса», которая ныне хранится в Воскресенском соборе в Тутаеве. Образ был написан Дионисием Глушицким, известным иконописцем XV века, имеет высоту 3 метра. У образа совершались различные чудеса исцеления физических и душевных недугов. Также в 1793 году произошла необычная история, когда икону поставили возле речки Ковать во время ее перенесения обратно из Ростова (куда она была отправлена в 1749 году) в Тутаев. На том месте, где она была, забил ключ чистой родниковой воды, которая стала считаться святой и целебной.



Значение иконы Спас Нерукотворный

Чудотворная икона Спасителя имеет ряд особенностей:

  • данный образ является обязательным элементом программы обучения иконописцев, при этом именно его каждый ученик пишет в качестве первой индивидуальной работы;

  • на большинстве икон изображается только лицо Христа без плеч. Это напоминание о том, что именно Сын Божий является главой Церкви и каждого христианина. Также этим подчеркивается главенство души над телом;

  • Нерукотворный Спас – единственное изображение, где Иисус представлен с замкнутым нимбом, что символизирует гармонию и завершенность устройства мира;

  • лицо Спасителя абсолютно симметрично, кроме слегка скошенных на бок глаз для придания живости картины. Симметрия же акцентирует внимание на соразмерность того, что сотворил Господь;

  • полностью спокойное выражение лица, не передающее ни боль, ни страдания, ни мучения. От иконы излучается покой, гармония, свобода от каких-либо чувств и эмоций, что является отображением чистой и непорочной духовной красоты.

Кроме иконы Спаса Нерукотворного, нет других, изображающих лик Христа, остальные преимущественно показывают Его во весь рост или в движении, возможно, с описанием определенного сюжета, связанного с Его деяниями.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»

Иисусу Христу перед Его Нерукотворным Образом зачастую молятся:

  • об исцелении от болезней и недугов;

  • для подкрепления физического, душевного и духовного состояния;

  • с просьбой о получении милости и благодати для себя, своей семьи, родных и близких;

  • для защиты в жизненных неприятных обстоятельствах, от дурных мыслей;

  • при необходимости сделать выбор верного решения в трудных ситуациях, в поиске правильного жизненного пути.

Мы знаем, что Иисус Христос есть Господь наш. Поэтому Он может сделать гораздо больше, чем все то, что мы просим, о чем помышляем. Об этом нам говорит Божье Слово в послании Ефесянам 3:20. Поэтому мы можем просить любой помощи, молиться обо всем, что важно для нас.

День почитания Нерукотворного образа Христа Спасителя отмечается 29 августа (16 августа – по старому стилю). Он считается малым праздником со славословием, поэтому в этот день во время служения произносится краткое молитвенное песнопение, называемое тропарь:

«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир».

Для тех, кто еще мало знаком с церковнославянским языком, приведем данный тропарь на современном русском:

«Перед Твоим Пречистым образом преклоняемся, Благой, и просим прощения за наши согрешения, Христос Божий. Ведь Ты явил волю Свою добровольно взойти на Крест, чтобы избавить Твои создания от рабства у врага. Поэтому мы с благодарностью обращаемся к Тебе: все наполнил радостью Ты, Спаситель наш, который пришел для спасения мира».

Данное песнопение широко используется и для других событий, не только во время празднования в честь Нерукотворного Образа Спасителя.


Молитвы перед иконой Спаса Нерукотворного

Полноценная духовная жизнь христианина невозможна без молитвы, ведь она является средством общения с Богом. Она бывает нескольких видов:

  • хвалебная – прославление Господа за Его любовь, премудрость, благость, провидение и все совершенства Бога;

  • просительная – выражение перед Всевышним наших телесных и духовных нужд. Мы не можем полагаться лишь на свои силы, но только Господь способен укрепить нас в немощах и даровать все необходимое для нашей внешней и духовной жизни;

  • покаянная – молясь о получении различных благ, мы должны и каяться в своих грехах, которые являются главным препятствием в принятии Божьей милости. Человек должен осознавать тяжесть своих проступков, пламенно, искренно просить Господа отпустить их, не наказывать за них и направить на правильный путь;

  • благодарственная – когда Бог восполняет нужды, отвечает на прошения, наши сердца наполняются благодарностью, и это выражается в данном виде молитвы. Нам всем нужно понимать, что нам всегда есть за что благодарить Господа. Ведь все, что мы имеем – это то, что Он дал нам по Своей милости;

  • ходатайственная – Господь дал нам возможность молиться и за других людей, при этом мы должны просить блага для них так, будто просим для себя. Прежде всего, мы должны молиться за всех, кто обладает светской или духовной властью, за наших близких и родных: за семью, родственников, благодетелей, а также и за наших обидчиков и врагов.


Простейшая молитва, которую вы можете произнести пред ликом Спаса Нерукотворного, может звучать следующим образом:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Запомнить эти слова под силу любому человеку, и вы можете повторять их по несколько раз в течение дня. Молиться Христу можно своими словами, говоря все, что у вас лежит на сердце. Но также вы можете воспользоваться одной из написанных ниже готовых молитв.

Первая молитва

«Господь Щедрый и Милосердный, Долготерпеливый и Милостивый, услышь молитву нашу и внемли нашей мольбе. Дай нам знак, что Ты благ к нам. Научи нас пути Твоему, чтобы ходить нам в истине Твоей. Даруй нам преданные сердца, чтобы жить нам в страхе перед именем Твоим Святым. Ты един есть Бог, и нет подобного Тебе, ибо Ты – Великий, Творящий чудеса. Господи, нет такого же сильного в милости и благого в крепости, чтобы помогать, утешать и спасать всех, надеющихся на Тебя и уповающих на святое имя Твое. Аминь.»

Вторая молитва

«О, Благой Господь Иисус Христос, Боже наш, Ты в давние времена, будучи в человеческом естестве, Твое лицо святою водою омыл и убрусом вытер, чудесным образом его на том же убрусе изобразил и Эдесскому князю Авгарю отправил, чтобы тот исцелился от недуга своего.

Так и мы ныне, грешные рабы Твои, находящиеся в душевных и физических немощах наших, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом со смирением душ наших взываем: не отверни лица Твоего от нас, отврати гнев Твой от рабов Твоих. Будь нам Помощником, не отвергни нас и не оставь нас.

О, Милостивый Господь, Спаситель наш! Сотвори образ Твой в душах наших, чтобы мы, живя в святости и праведности, могли назваться сыновьями Твоими и наследниками Царствия Твоего. И так Тебя, Милующего Господа нашего, а также Безначального Бога Отца и Святого Духа, не перестанем славить во веки веков. Аминь.»

Третья молитва

«Весь пораженный я греховной проказой, недоумеваю, как я достоин величать Тебя, о Владыко Милостивый, но горячей верой исповедую тебя, истинного Сына Божия, стою в смирении перед образом Твоим Святым и молюсь.

Господь Иисус, Радость моя, да возрадуюсь о милости Твоей. Господь, Благой Спаситель мой, спаси раба Твоего от неверия и беззакония. Милостью бесконечной, благодатью Твоей истреби гнев из сердца моего, но дай мне чистоту сердца и ума. Господи, Ты одет светом, как ризой, освяти и меня, омраченного жизненными скорбями и печалями.

Господи Боже, Спаситель мой, приди ко мне, погибающему, и исцели меня от болезни моей неизлечимой».

Перед началом прошения можно прочитать «Отче наш». Однако, это не обязательное условие, ведь главная особенность молитвы Иисусу Христу заключается в том, что для нее нет никаких правил. При постоянном обращении к Господу человек сможет осознать свою греховную природу и слабую волю оставить свои грехи, и поэтому он начинает желать очиститься от всего плохого, примириться с людьми и Богом. Тогда он станет чувствовать круглосуточную необходимость в общении с Господом.

Часто можно услышать, что читать молитвы разрешено только духовенству, но на самом деле их произносить может любой человек, ведь это диалог с Самим Создателем. Только в личном общении с Христом провозглашается вера в Спасителя, а как раз в этом и заключается вся суть христианства. При этом молитвенные слова не стоит прямо заучивать и читать, как заклинания, но должны быть произнесены под водительством Духа Святого, а сердце действительно должно быть наполнено раскаянием, и тогда придет милость и спасение от Бога.

Иоанн Кронштадтский многократно акцентировал внимание на том, что пусть даже несколько слов, напоминающих некий лепет, но сказанных с горячей верой из глубины сердца, будут приятны Богу. Смотря на образ Спасителя, невозможно не вспомнить о всех Его чудесах, которые Он сделал в Своей земной жизни, будучи Человеком. Но самое главное, мы всегда будем помнить о жертве, которую Он совершил на Кресте, отдал жизнь за каждого из нас. Чтобы всегда видеть Его лик перед собой, вам следует хранить икону Спаса Нерукотворного в своем доме. Приобрести ее вы сможете в нашем интернет-магазине по приемлемой цене. Мы предлагаем огромный выбор вариантов от разных производителей, а также отличающихся размерами и материалами изготовления. Оформить заказ вы сможете в любое время, не выходя из дома, поэтому можете уделить много внимания и сколько угодно времени, чтобы рассмотреть все имеющиеся в ассортименте иконы и подобрать ту, которая больше всего придется по душе.

Православный магазин ПравЖизнь предлагает купить иконы и полки для икон с доставкой по Москве и РФ.

Другие статьи