Храм Михаила Архангела с. Новобелокатай, Белокатайского района, Республики Башкортостан

Пожертвуйте на храм

Отправьте СМС на номер 3434
текстом: nahram 45282 200

где 45282 — номер храма,
200 — сумма в рублях
Храм Михаила Архангела с. Новобелокатай, Белокатайского района, Республики Башкортостан
Храм Михаила Архангела с. Новобелокатай, Белокатайского района, Республики Башкортостан
Храм Михаила Архангела с. Новобелокатай, Белокатайского района, Республики Башкортостан
Храм Михаила Архангела с. Новобелокатай, Белокатайского района, Республики Башкортостан

Приход храма Михаила Архангела с.Новобелокатай Исторический очеркИз исследовательской работы ученицы 4 Б класса СОШ №1 Долженковой Ульяны, 2012 годНа Руси... Еще

Священнослужитель
Настоятель
0
Прихожан храма зарегистрированы на сайте Правжизнь
Найти знакомых и общаться
Храм нуждается в вашей помощи
Согреем храм ВМЕСТЕ!
Согреем храм ВМЕСТЕ!
Дорогие братья и сестры! Приглашаем вас принять участие в проекте помощи храму Михаила Архангела с. Новобелокатай Белокатайского района Республики Башкортостан. Наш храм оказался в тяжелой ситуаци...
Собрано 3 350 р.
Осталось 230 000 р.
Требуется 226 650 р.

Приход храма Михаила Архангела с.Новобелокатай

Исторический очерк

Из исследовательской работы ученицы 4 Б класса СОШ №1 Долженковой Ульяны, 2012 год

На Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии из века в век связывали с храмом. Церкви на Руси всегда отличались от бытовых сооружений своей архитектурой и внутренним украшением.

По данным книги «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк», составленной в 1899 году Иваном Златоверховниковым, приход храма Михаила Архангела с. Новобелокатай относился к Златоустовскому уезду Второму благочинному округу.

Деревянная, однопрестольная, церковь во имя святого Архистратига Михаила построена и освящена в 1871 году, расширена в 1894 году на средства прихожан. Согласно «Описи имущества» от 5 апреля 1920 года церковь располагалась на каменном фундаменте, снаружи и внутри оштукатурена, крыша покрыта листовым железом и покрашена зеленой краской, на куполе 2 железных позолоченных креста. Пол деревянный сосновый, три двери: северные с двумя полотнами, внутри полустеклянные, а снаружи деревянные, западные двери деревянные, внутри храма двери полустеклянные. Деревянная колокольня оштукатурена, покрыта железом и окрашена зеленой краской, на ней железный позолоченный крест. Паперть (крыльцо) деревянная, крыта железом, окрашена зеленой краской, на ней крест. Вся территория церкви была обнесена деревянным забором.

Радость переполняла сердца людей, каждый человек готов был последнюю копейку вложить в это святое дело. Для строительства храма выбиралось самое красивое место, он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда помогал заблудившемуся в пургу. Застрахована церковь была на сумму в 1500 рублей. Земли при церкви составляли 33 десятины. Причт существовал при церкви с конца 1873 года и состоял из священника и псаломщика, которые проживали в общественных домах, получали в год до 600 рублей дохода вместе с ругой (отсыпной хлеб, раздаваемый духовенству, вместо жалованья). Церкви принадлежали 45 деревянных лавок на церковной площади.

27 июля 1897 года при церкви открыто Попечительство. В 1864 г. в России было издано положение о приходских попечительствах при православных церквях, которое было внесено потом в 13 том свода законов. Приходские попечительства — это общества, составляющиеся из православных прихожан и имеющие целью попечение о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительных действиях в пределах прихода. Также об открытии на приходе школы, больницы, богадельни, приютов и вообще об оказании помощи бедным людям прихода. Членам попечительств, ставится в обязанность примером своим и добрыми внушениями способствовать посещению прихожанами храма Божия, воздержанию от пьянства и сквернословия, искоренению суеверий и вредных обычаев, даже бороться против раскола и ереси.

С 1876 году в селе была земская школа — это одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. В школе обучались ежегодно от 40 до 50 мальчиков, и от 8 до 12 девочек. Преподавались такие предметы, как Закон Божий, чтение по русскому и церковно-славянскому языку, письму, арифметике и пению. Закону Божьему учил местный священник, а остальным предметам учитель Филипп Сомов (с 1892 года). В храме была большая библиотека духовной и классической литературы, которой пользовались все желающие.

Приход храма Михаила Архангела в 1899 году состоял из села Новобелокатай и пяти деревень и хуторов (Карантрав, Комары, Сосновка…). Численность населения, приписанного к нашему храму, составляла 3325 человек обоего пола (1599 мужского и 1726 женского), в том числе раскольников 181 человек.

Посещающих храм в воскресенье и праздничные дни летом было от 150 до 400 человек, а зимой от 200 до 500 и даже более, так что случалось, что деревянный храм не вмещал всех желающих богомольцев. Поэтому прихожане и батюшка имели намерение приступить к сооружению нового каменного храма.

По воскресным дням в селе проводили базар, но чтобы не отвлекать верующих от богослужения, запрещено торговать на площади до конца службы.

Таким образом, из вышеизложенного, можно сделать вывод, что история храма Михаила Архангела неразрывно связана с историей моего села. Храм был не только духовным, но культурно — образовательным и социальным центром.

Известно, что в конце 19 — начале 20 века священнослужителем в нашем храме был Петров М.П. Более полную информацию о священнослужителях нашего храма пока найти не удалось.

Традиционно на Руси над входом в храм или рядом с храмом строили колокольню — башню, на которой висят колокола. Христианам необходим колокольный церковный звон для того, чтобы созывать верующих на богослужение и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. На Руси всегда было особенное отношение к колоколу. По преданиям, колокол отводил и болезни, и бури, и дьявольские козни; колокола не раз звонили сами по себе, предрекая войну, голод, смерть. Считалось, что своим звоном колокол освящает воздух, изгоняя из него вредоносные силы.

На колокольне деревянного храма насчитывалось 7 колоколов:

— 56 пудов 2 фунта (1 пуд=16,38 кг, 56 пудов=917,28 кг и

1 фунт=0,41 кг, 2 фунта=0,82 кг)

— 24 пуда 9 фунтов (24 пуда=393,12 кг, 9 фунтов=3,686 кг)

— 15 пудов 20 фунтов (15 пудов=245,7 кг, 20 фунтов=8,19 кг)

— 4 пуда 4 фунта (4 пуда=65,52 кг, 4 фунта=1,638 кг)

— 1 пуд 6 фунтов (1 пуд=16,38 кг, 6 фунтов=2,457 кг)

— 2 пуда 2 фунта (2 пуда=32,76 кг, 2 фунта=0,82 кг)

— 30 фунтов (12,285 кг).

В начале 20 века, одновременно с действующим деревянным храмом, силами прихожан было начато строительство кирпичного здания церкви. К сожалению, это строительство было не завершено в связи с началом Первой Мировой и Гражданской войнами. Успели возвести храм до конца оконной апсиды, интересно, что толщина основания храма (фундамент) составляет 2 метра, а для прочности строительного раствора в него подмешивали куриные яйца, которые, по свидетельствам наших дедов и прадедов, собирали и свозили на возах со всех деревень.

К нашему приходу были приписаны 4 часовни и молебных места, одним из которых был Святой Ключик «Девятая Пятница», названный в честь Табынской иконы Божией Матери, празднующейся в девятую по счету пятницу после Пасхи.

В эпоху тотальной борьбы с церковью храму Михаила Архангела была уготовлена печальная участь. Следующий период с 1917 года занимает значительное и важное место в истории нашего храма. Эти годы носили антирелигиозный характер. По всей России шло массовое уничтожение и разрушение церквей и храмов. Согласно «Списку строений Месягутовского кантона, подлежащих муниципализации» от 29 января 1925 года было отобрано 3 деревянных дома со всем имуществом, где проживали священнослужители, которых выгнали на улицу. Всячески старались унижать священников, облагали их огромными налогами, которые невозможно было выплатить (Материалы по учету объектов налогообложения госналогами за 1926 год), лишали избирательного права и права голоса («Сведения о лицах, лишенных избирательного права в 1925 году»).

В 1932 году коммунисты храм деревянный и колокольню закрыли и разрушили, всё церковное имущество было сожжено или разворовано. С колокольни храма были безжалостно сброшены колокола.

Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был Леонид Зефиров, который был осужден на 5 лет тюрьмы за свою веру. Всю его семью: жену Валентину, детей Зою, Руфину, Петра и мать Клавдию выслали на поселение. После закрытия храма кладбище при церкви, где были захоронены священники и дьяконы, служившие здесь с 1871 года, осквернено.

Время, когда, на глазах у верующих людей, безбожники жестоко расправлялись с колоколами, сбрасывая их с крыши, увозя на грузовых машинах и переплавляя в простой кусок меди, когда сжигали в больших кострах иконы и церковные предметы, оставило большой отпечаток в сердце каждого человека. Это время не прошло бесследно и в русской поэзии. Поэты и писатели, осознающие неправоту деятельности власти, не могли равнодушно относится к этому. Вот какие строки написала Светлана Девятова:

Я всё разрушил,
утерял, оставил…
А что взамен?
Лишь пустота одна.
И знаю я теперь —
Душа бедна,
коль не стремится лишь к Тебе
она…

Возрождение храма.

Даже 70 лет жизни нашего села без храма не могли сломить и полностью искоренить православную веру в жителях. В годы советской власти люди собирались для молитвы в домах верующих бабушек, молились, надеялись на то, что когда-нибудь их родной храм восстановят. На службы и крещения детей ездили в Бердяуш, где церковь не закрывалась.

В 1930-50 годы кирпичное недостроенное здание храма, достроили вторым деревянным этажом и использовали как райком партии, сельский клуб, библиотеку. До 1993 года здесь находился районный Дом культуры. Интересно, что всякий раз, когда менялись хозяева в поруганном храме, дело заканчивалось пожаром. Последний раз пожар произошел во время проведения дискотеки. Действительно, Бог поругаем не бывает!

Зоя Егоровна Усольцева 1930 года рождения, будущая староста восстановленного храма, также как и многие жители, ездила по соседним городам в храм. Очень хотелось ей, чтобы в нашем селе был свой храм. Как — то раз, вернувшись из очередной поездки в храм г. Бердяуш, она обратилась к Субботину Александру Григорьевичу: «До каких пор будем ездить по чужим церквям, давай, и мы свою церковь восстановим!» Но местные власти долго не хотели возвращать поруганное здание храма. Вначале выделил здание молебного дома, бывшего детского сада. Многие жители с воодушевлением начали обустраивать этот молитвенный дом, где стали проводится молебны.

Первым священником, направленным Уфимской епархией для восстановления прихода был отец Моисей (Турухин). Батюшка и жители села обратились к епископу Уфимскому и Стерлитамакскому Никону, чтобы он убедил руководство нашей республики вернуть здание храма приходу. Церковь вернули прихожанам.

Теперь начался новый период в истории моего храма – восстановление. Начали возводить кирпичные своды, купол, колокольню. В 1998 году был возведен главный купол, установлены колокола. Многие жители нашего села внесли свой вклад в благое дело восстановления храма, на каждой улице был человек, который собирал пожертвования на строительство. Не только своими средствами помогали люди, но и своими руками расчищали храм от мусора, таскали кирпичи и прочее. Кроме того неоценимую помощь оказали Леонид Иванович Власов – директор «Сельхозхимии», Сергей Петрович Смородин – директор «Межхозлесхоза», Николай Иванович Крюков – директор уфимского «Газсервиса». Новые колокола были отлиты на заводе г. Каменск – Уральска. Поднимать купол и колокола на храм и колокольню помог директор златоустовского «Востокметаллургмонтажа» Михаил Михайлович Массальских. О колокольном звоне очень точно написала свои строки Виктория Данчук:

Чтоб Истина в сердцах жила,

Чтоб совесть мира не угасла,

Звони, звонарь, в колокола

И в светлый день, и в час ненастья!

В 2002 году заложен парк при храме.

После перевода отца Моисея в с.Малояз, на приходе служит батюшка Олег Нестеров. К сожалению, иерей Олег Нестеров скоропостижно скончался.

С 2005 года настоятелем храма Михаила Архангела назначен иерей Николай Долженков.

При восстановлении моего храма начала зажигаться в сердцах людей искра веры в Бога. Жители села стали посещать службы в воскресные дни и на праздники, в храме появились дети.

С 2009 года при храме действует детская православная Воскресная школа, куда я хожу с моим братом и сестрами, здесь я узнаю много интересного об истории Церкви, святынях. Нашу школу посещают примерно 15-20 детей. Каждый год, вместе с преподавателями Воскресной школы Никитиной Валентиной Васильевной и Новоселовой Валентиной Викторовной, а также с нашими родителями и прихожанами, стараемся выезжать в паломнические поездки к святым местам. Мы уже несколько раз побывали на источнике в честь иконы Табынской Божией Матери в городе Красноусольске, ездили в город Екатеринбург в Храм на Крови, в город Верхотурье, в поселок Межевой. Так же на праздники Рождество и Пасху мы готовим концерты и проводим их в храме для всех желающих, ездим в детский приют села Ургала и в дом престарелых в село Емаши, чтобы поздравить детей и пожилых людей, ведь они в этом больше всего нуждаются. Считаю, что Воскресная школа дает детям много доброго и полезного, помогает осознать себя человеком, знающим культуру и религию своей страны.

Взрослые люди, желающие узнать о православии, могут приходить на беседы, которые батюшка проводит каждую неделю. В храме имеется обширная библиотека духовно-нравственной литературы, где жители села берут книги и познают православную веру.

К сожалению еще никто не рассказал о святынях в этом храме. Если Вам известно о святынях храма, Вы можете добавить их.

Добавить святыню
Добавить чудо

К сожалению еще никто не рассказал о чудесах в этом храме. Если Вам известно о чудесах храма, Вы можете добавить их.

Все проекты и сервисы «Правжизнь»: