Православный календарь на 17 апреля 2018 года
Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших.
Прп. Иосифа песнописца (883). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341-343). Прп. Зосимы Палестинского (ок. 560). Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского (XIV). Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932).Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прмчч. Вениамина и Никифора (1928). Сщмч. Иоанна пресвитера (1933). Мч. Иоанна (1943).
Радоница
Во вторник второй недели после Пасхи, Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник был известен уже в древности. Его название восходит к словам «род» и «радость». Особое место Радоницы – сразу после Светлой Пасхальной недели, словно говорит христианам – не стоит замыкаться в переживаниях по поводу смерти близких. Наоборот, надо радоваться их рождению в жизнь вечную. Победа над смертью, которую одержал Христос Своим Воскресением, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. В этот день мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Сложившаяся практика приходить на кладбища в день самого Светлого Христова Воскресения противоречит установлениям Церкви. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. И до девятого дня после Пасхи поминовения умерших не совершается.
Преподобный Иосиф Песнописец
Мученица Фервуфа с ее сестрой и рабыней
Святая мученица ФервУфа и ее сестра, имя которой осталось неизвестным, жили в четвертом веке, в Персии. Их родной брат, епископ Селевкийский Симеон, был казнен царем СапОром во время гонений на христиан. Девушки же находились в услужении у царицы. Фервура отличалась необыкновенной красотой и царица предложила ей помочь заключить выгодный брак. Девушка отказалась, так как дала обет девства для служения Богу. Однажды царица заболела. Лечить ее взялись языческие жрецы – волхвы. Один из них обратил внимание на Фервуру и стал склонять ее к замужеству. Девушка ответила, что она – христианка и дала обет остаться верной Господу. Жрец оскорбился, услышав отказ. Он донес царю, что царица отравлена по злому умыслу Фервуфы, ее сестры и служанки. Всех троих предали суду и пытали. Девушки объявили, что они не виновны в покушении на царицу. Они отказались отречься от Христа и были приговорены к казни. Тела святых мучениц тайно похоронили христиане.
Преподобный Зосима Палестинский
Преподобный Зосима Палестинский родился в четыреста шестидесятом году, в Палестине. Он с младенчества жил в монастыре, соблюдал все правила монашеской жизни, держал пост, много и усердно молился, отличался послушанием и крайней скромностью. Но в пятьдесят три года Зосиму стала одолевать гордыня: “Найдётся ли кто-то, превзошедший меня в благочестии и строгости?”. По преданию, монаху явился ангел и сказал: “Зосима! Ты усердно трудился, насколько это по силам человеку, и доблестно прошел постнический подвиг. Однако нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе, и труднее пройденных тобою.”. Ангел посоветовал Зосиме отправиться в Иорданский монастырь, который находился близ пустыни. В нём существовал такой обычай: накануне Великого поста монахи испрашивали друг у друга прощения и уходили в пустыню. Там они жили в посте и молитве до самого праздника Входа Господня в Иерусалим. Зосима последовал этому обычаю. В пустыне состоялась его встреча с великой подвижницей, преподобной Марией Египетской. Зосима был единственным человеком, который видел и общался с нею в пустыне. Он также причастил Марию Египетскую, а потом похоронил её. На основе рассказа Зосимы позже было составлено житие преподобной. Сам старец дожил почти до ста лет и с миром отошёл в жизнь вечную.
Преподобный Иосиф Многоболезненный
Преподобный Иосиф Многоболезненный жил в четырнадцатом веке, в Киеве. Он был обычным горожанином, рядовым обывателем.
Но однажды Иосиф тяжко заболел. Тогда он обратился с молитвой к Богу и дал обет. Если Господь дарует ему здоровье, Иосиф пообещал служить братии Киево-Печерского монастыря до конца своей жизни.
Молитва страдальца была услышана. Он выздоровел, но не махнул рукой на свои слова как на горячечный бред или на некую фигуру речи.
После выздоровления Иосиф поступил в Киево-Печерский монастырь и принял иноческий постриг. Он усердно трудился, не оставляя поста и молитвы. Но основным подвигом Иосифа стало послушание братии и любовь к ближним. Так тяжелая болезнь стала для Иосифа не поводом сосредоточиться на своих страданиях, но отправной точкой к служению другим людям. После кончины преподобный Иосиф был погребен в Дальних пещерах Лавры.
Священномученик Николай, епископ Вельский
Священномученик Николай, епископ Вельский, родился в тысяча восемьсот семьдесят первом году в Вологодской губернии, в семье священника Аполлония Караулова. Николай, как и отец, стал священником. Много лет он прослужил настоятелем вологодской Екатерининской церкви. Незадолго до революции скончалась супруга отца Николая. Он тяжело переживал эту трагедию. В двадцать первом году Караулова арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Священника сослали на два года в Архангельскую губернию. По возвращении из ссылки он был пострижен в монашество с оставлением прежнего имени, возведен в сан епископа Вельского помощника правящего архиепископа Вологодского. В тридцать первом году началась новая волна арестов. Сначала взяли мирян – членов церковного совета, потом – епископов Николая и Аполлоса – двух помощников архиепископа Вологодского. А потом и самого владыку Амвросия. Всего было арестовано тридцать пять человек. Их обвинили во взаимном общении, посещении друг друга по праздникам и ведении дружеских бесед. Действительно, все они не раз встречались на богослужениях и праздничных трапезах в двух оставшихся открытыми вологодских храмах. В своих отчетах сотрудники ОГПУ написали: «вскрыта и ликвидирована контрреволюционная группировка реакционнонастроенного правого духовенства». Епископа Николая приговорили к трем годам ссылки, в тридцать втором срок был продлен. Священномученик не выдержал условий пересыльной тюрьмы и скончался там. Отца Николая похоронили в безвестной могиле.
Комментарии закрыты.