17 января 2017 года, в один из последних святочных дней, в 7 часов утра, на 90-м году отошел ко Господу удивительный старец, подвизавшийся некогда в Богородице-Рождественской Глинской пустыни и явившийся сомолитвенником ныне прославленных в лике святых схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Андроника (Лукаша), схиархимандрита Серафима (Романцова)- архимандрит Филарет (в миру Борис Онисимович Кудинов).
Эти знаменитые старцы-подвижники, на долю которых выпали жесточайшие гонения, в истории православного монашества нового времени занимают особое место. Пережив закрытие Глинской обители, они обрели вторую духовную родину в древней православной Иверии, возродив там традиции умного делания.
В храме св. благоверного князя Александра Невского в Тбилиси подвизался владыка Зиновий (Мажуга), ныне прославленный в лике святых как свт. Серафим
На территории храма находится могилка другого широко известного старца, схиархимандрита Виталия (Сидоренко), на которой всегда есть люди.
Здесь, после долгих мытарств, пройдя тернистым путем крестоношения через лагеря и тюрьмы, они получили, наконец, приют и покров.
Разумеется, легко никогда не было. В суровой борьбе за выживание в горах Кавказа они молились и трудились, не покладая рук. Господь наделил их сугубыми дарами молитвы, рассуждения, старчества, смирения и кротости, и за советом и поддержкой к ним стали притекать многочисленные паломники и богомольцы из разных уголков православного мира. Подробно жизнь кавказских пустынножителей описана в книгах монаха Меркурия «В горах Кавказа», архим. Рафаила(Карелина), В.Лялина «Птицы небесные», Т. Лазаренко «Возверзи на Господа печаль твою» и многих других.
И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, об удивительном даре любви к Богу и людям, о прозорливости старцев.
Заупокойную литургию и чин опевания в скорбный день 21 января по благословению Илии II (Шиолашвили) — Святейшего Патриарха-Католикоса Всея Грузии, возглавили викарные епископы: владыка Григорий (Кация), глубоко почитавший старца, и владыка Шио (Муджири).
Владыка Григорий вкратце рассказал о житии почившего, сугубо подчеркнув как особый дар Божий его высокое смирение и терпеливое перенесение скорбей, проявившиеся даже в последние дни во время тяжелой болезни.
Кем же был отец Филарет в земной жизни?
Отчего со слезами на глазах провожали его в последний путь осиротевшие прихожане Иоанно-Богословского храма, да и не только они?
Братия усердно молятся о упокоении почившего старца. В храме то здесь, то там раздаются рыдания. Скорбь, о которой не расскажешь словами..
Благодатные истоки
Обратимся к благодатным истокам.
С юных лет будущий старец, родившийся в благочестивой многодетной семье, возлюбил Господа всем сердцем. Этому способствовал и скромный быт небогатого, но дружного семейства, и нелегкий труд, который он познал с детства, и дивная природа русской сторонки.
В годы войны в селе Перевоз, где жил благочестивый отрок, в эвакуации жили монахини подмосковного Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря, от которых он перенял любовь к уединению, внимательной церковной жизни, полюбил многочасовые службы, ночные молитвы с чтением акафиста перед чтимой иконой Божией Матери «Скоропослушница».
Духовные наставления монахинь укрепили Бориса в годы испытаний. Постепенно в дуще его созревало желание стать монахом. Сколько многоразличных лишений он пережил в безбожные годы! Но гонения, тюрьмы, ссылки лишь укрепили его на избранном пути.
Когда началась Великая Отечественная, он был совсем юным: ему исполнилось всего 14 лет. Однако в 1944 году, достигнув семнадцатилетнего возраста, он был призван в армию и служил в зенитных частях, с честью выполняя свой долг перед отечеством до самого окончания военного лихолетия. Впоследсвии батюшка, хоть и редко, но вспоминал о событиях этих лет, и даже иногда, в назидание чадам, показывал фронтовые награды.
После окончания военных действий демобилизован не был и продолжил срочную службу в Москве. В час испытаний он укрепился в вере, и всякий раз, когда предоставлялась малейшая возможность, обращался к молитве, посещал богослужения, исповедовался, причащался.
Живя по строгим христианским принципам, он категорически отказался вступать в комсомол, и это послужило причиной недовольства со стороны вышестоящего руководства. Когда же начальству стало известно, что Борис посещает храмы, его даже выселили из казармы в помещение для лошадей, однако молодой исповедник воспринял все с величайшим смирением.
Однажды, во время допроса, у него обнаружили на шее крест, снять который так и не смогли, несмотря на угрозы и жестокое избиение.
Тем не менее его пытали до тех пор, пока он, не выдержав, сурово обличил их, сказав, что его бьют, как евреи Христа. Этим он подписал себе приговор. В вину ему вменили и то, что, по слухам, он достаточно дерзко говорил о газете «Правда», назвав ее «правдой за 3 копейки». Решение суда было жестким: 10 лет северных лагерей. Не помогли ни его фронтовые заслуги, ни безупречное выполнение служебных обязанностей, ни высокоморальный образ жизни подвижника.
На долгие годы сокровенная мечта о монастыре для Бориса оставалась недостижимой. Заключение Борис переносил мужественно, укрепляя себя молитвой и постом. Ему чрезвычайно пригодился навык уединенной молитвы, выработанный с юных лет под руководством монахинь Свято-Троицкого Александро-Невского Акатовского монастыря.
Духовной опорой в этих тяжелых обстояниях стала для него настоятельница, схиигумения Олимпиада, которая утешала его в письмах, исполненных сострадания и глубокой веры. Она как никто иной знала, как тяжело было молодому подвижнику, ибо также прошла через горнило испытаний в лагерях, сохранив твердую веру во Христа. До самой кончины отец Филарет хранил некоторые из писем мудрой наставницы, называя ее «святым человеком».
«… Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное» (Деян. 14,22) Матушка Олимпиада в письмах напоминала об этом, при этом спрашивала: «Что же ты хочешь в рай со всеми удобствами попасть?»
Однажды в светлый праздник Рождества Христова Борис набрался решимости и отказался идти на работу. Его незамедлительно вызвали к начальству, устроили допрос с пристрастием и наказали по всей строгости, чтобы другим было неповадно. Однако на лице одного из должностных лиц Борис с удивлением заметил видимое сострадание. Мысль об этом согревала его в холодном бараке во время изнурительной работы без отдыха. А время шло своим чередом, дни складывались в недели, недели в месяцы…
Наконец наступила Пасха, и совершенно неожиданно Бориса вдруг не только освободили от работы, но и выписали муки, сливочного масла, яиц и сахара, чего никогда в лагере не было! Он понял, кто ему помог… И по сей день не может о. Филарет простить себе, что не поблагодарил как следует своего благодетеля. «Он пришел, а я как раз письмо мат. Олимпиады, поздравление к празднику, сижу, читаю. Он постоял и ушел…»
После заключения Борис вернулся в родное село. В 1956 году, после кончины родителей, Господь даровал своему избраннику духовную мать. Ею стала просветленная Духом Святым монахиня Мария (Матвеева), которая в истощенном измученном, но несломленном исповеднике увидела будущего священника, монаха, молитвенника. Она обогрела, утешила его.
Подолгу гостил он в ее домике, беседовал, молился. Среди приезжавших к ней монахов из открывшейся в войну Глинской пустыни он обрел друзей и сомолитвенников. Однако матушка благословила его поступить в в Ленинградскую семинарию, а затем и в академию, где он духовно томился, стремясь монастырь, но не решался противится матушке.
Однажды сказала ему: «Борис, а Борис! Какой я сон видела! Старичок приходил (видно, святитель Николай), смотрит на тебя и говорит мне: «Какой у тебя диакон сидит! Когда ему дадут посох, я ему буду помогать!» Так прикровенно открыла она ему возможные изменения в грядущем. И действительно, впоследствии ему неоднократно предлагали архиерейский посох, но он, считая себя немощным и недостойным, постоянно отказывался.
Во время учебы сокурсником Бориса был Николай Кириченко (будущий митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор), который впоследствии неоднократно приглашал его в Россию и даже предлагал архиерейство. Задумываясь о будущем, Николай попросил друга посоветоваться с матушкой Марией, жениться ему или избрать монашеский путь? Без колебаний матушка заочно благословила его принимать монашество. Это подтверждают слова самого владыки.
Закончив Академию, Борис стал послушником, а затем и монахом Глинской пустыни. Дальнейшая его жизнь тесно связана со схиархимандритом Андроником (Лукашом), чьим учеником и келейником он был.
Глинскую пустынь вскоре опять закрыли, и вместе со своим наставником отец Филарет оказался в Грузии.
До последнего времени, несмотря на больные ноги и немощи, своейственные возрасту, отец Филарет продолжал служить в русском храме св. Иоанна Богослова в Тбилиси.
С большим уважением к отцу Филарету относились и священство, и Предстоятель Грузинской Церкви.
А уж какой поистине всенародной любовью был окружен старец со стороны любящих чад! Да и сам он любил их искренне, всем сердцем.
Нет большей радости для старца, чем поделиться с ближним лавашом. Стоит ли удивляться, что они тянулись к нему?
Свидетельства очевидцев
Вот что рассказывает о старце Мария Сараджишвили:
„Когда Варвара пришла в церковь в девяносто четвертом году, больше всех ей понравился отец Филарет. Улыбчивый, добродушный и веселый. Стала приглядываться к нему, стараясь усмотреть что-нибудь сверхъестественное, то самое, о чем все остальные прихожане говорили с придыханием, возводя глаза к потолку.
Одна служба, другая, третья – вроде ничего особенного. Мертвых не воскрешает и больных взмахом руки не исцеляет. Но сразу заметно: стоит человеку с улицы зайти в церковь, его как магнитом тянет к отцу Филарету. И каждого он выслушивает, не прерывает и на часы не смотрит, да у него и часов что-то не видно.
И вот странность – всех своих знает по имени. А этих «своих», по самым малым подсчетам, набегает довольно приличное число.
Да еще и во время молебнов, помимо записок, если случайно взгляд упадет на кого-то из знакомых, тут же начинает перечислять всех его близких. Та же картина во время панихид повторяется. Технические мозги Варвары и этому нашли обыденное объяснение. Память у человека феноменальная, вот и весь фокус.
Ну, а какой он в простом общении? На бумаге не передашь, как умилительно отец Филарет поет на грузинском с русским акцентом «Пресвятая Богородица спаси нас!» Или какое у него сияющее выражение лица, когда дает малышам приложиться к кресту, говоря: «Акоце» – «Поцелуй».
Как-то Варвара обратилась к нему с вопросом.
– Отец Филарет, одна моя знакомая очень унывает. Что делать?
– Пусть почаще повторяет «Христос воскресе!» У нас есть великая радость. Мы не имеем права унывать…
О благословениях стоит сказать особо.
Отца Филарета после службы потому и осаждает толпа желающих получить благословение. Кому в дорогу, кому ребенка в школу, кому сложную житейскую ситуацию разрешить…
Через какое-то время пришли за Варварой в церковь подруги, хоть и помладше нее, но натурой очень на нее похожие.
Потому и реакция у них на отца Филарета была схожая: «Вот к нему на исповедь пойду, а к вот тому, сердитому – ни в коем случае».
Первоначально интерес к нему был совершенно потребительский. В первую очередь интересовало, что он скажет на счет замужества.
Батюшка читает Великий Покаянный Канон
Но тут ждало девушек сильное разочарование. На подобные вопросы о будущем отец Филарет отмалчивается и на вопросы о каких-либо своих сверхъестественных способностях тем более говорить не желает ни под каким видом.
Иоанно-Богословский храм утопает в зелени– Откуда вы такое берете? Одни греховные у меня способности и больше нет ничего.
Тем не менее через какое-то время отец Филарет уже знал во всех подробностях жизнь Дарьи и Кати“.
Многие его чада горячо любили его, не представляя свою жизнь без его молитв, без его советов, воодушевляясь его примером безропотного несения своего креста.
Старец возле крыльца своего дома в Цихиздзарском пер. №25, где он прожил более 40 лет, благословляет икону св. муч.Анастасии Узорешительницы, преподнесенной ему духовным чадом Екатериной Кемкхадзе в 2012 году. Икона написана в память известной грузинской подвижницы Анастасии Седячей.
Отошел ко Господу старец 17 января 2017 года в больнице после продолжительной болезни, длившейся три недели. Все это время с ним рядом находился его бывший келейник, священник Георгий Папава.
Собратия усердно молились о здравии болящего, старца соборовали и причащали. По кончине служились панихиды, на одной из которых присутствовал игумен Вениамин (Селиванов), который ненамного моложе почившего собрата.
Проводить собрата в последний путь прибыл известный кавказский пустынножитель иеромонах Константин (Ковальчук).
В Грузинской Патриархии после длительного обсуждения, учитывая прошение многочисленных духовных чад отца Филарета, было принято решение о погребении старца не на Грмагельском кладбище, а рядом с Иоанно-Богословским храмом, где он служил на протяжении ряда лет.
Желающие почтить память почившего старца, могут совершить паломничество в Грузию, посетив ее замечательные святыни и поклонившись дорогой могилке.
Татиана Лазаренко
Рекомендуем: жития святых, книги-жизнеописания.
Читайте также:
Слово о преподобном Серафиме
Церковь чтит память святителя Филарета
Православие на Аляске
Одигитрия русского рассеяния
Комментарии закрыты.