- 25.12.2017
- 0 комментариев
- Рубрика: Без рубрики
Структура доклада
1. Духовные основы войны.
2. Богоборчество в СССР накануне войны.
3. Участие духовенства.
4. Если Бог с нами, то кто против нас? Чудеса Божии во время войны.
1) Явление Валаамскому старцу.
2) Благословение Церкви.
3) Верующие военачальники.
4) Матерь Божия охраняет Россию.
a. ПОДВИГ МИТРОПОЛИТА ИЛИИ.
b. БЛАГОДАРНОСТЬ МИТРОПОЛИТУ ИЛИИ ОТ СССР.
c. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ.
d. ШТУРМ КЕНИГСБЕРГА 6-9 МАЯ 1945 ГОДА.
5. Победа – дело Божие.
6. Достойны ли мы победы, дарованной Богом?
Духовные основы войны.
Бог – есть Любовь, Его действие – благодать Духа Святого – открывает людям Божественную правду, преображает души: делает человека способным любить, побеждая самолюбие. Благодать действует в Церкви, потому что Церковь – это Богочеловеческое единство – Бог в людях и люди в Боге. Где Церковь – там крепкая семья, сплоченное общество, святой народ.
Грех – это противодействие Богу, служение сатане, разрушение любви. Грех, переходя от степени личного к семейному, общенародному и мировому является причиной соответствующих бед и катастроф. Таким образом, война – разрушение мира вследствие оскудения любви.
Богоборчество в СССР накануне войны.
Накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Задача по полной ликвидации Церкви в Советском Союзе была близка к завершению.
Почему гонимая Церковь не осталась в стороне от защиты Советской Родины? Потому что отделенная от государства, Православная Церковь не отделяла себя от народа, но несла всем, кто сражался, страдал в оккупации, трудился в тылу, силу Духа Святого, силу жертвенной самоотверженной любви, мужества и мудрости. Ленинизм-сталинизм для «поднятия духа» могли использовать только спирт и заградотряды.
Участие духовенства.
Уже в первый день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Местоблюститель призывал священников не оставаться молчаливыми свидетелями и тем более не предаваться «лукавым соображениям» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта, что было бы, по его словам, «прямой изменой Родине и пастырскому долгу». Это пастырское послание было разослано по всем приходам страны и вскоре читалось после богослужений.
С этого времени во всех храмах Московской Патриархии стали совершаться молебны. Началось активное участие Русской Церкви в патриотической борьбе. С патриотическими посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники Местоблюстителя: митрополиты Ленинградский Алексий (Симанский) и Киевский Николай (Ярушевич).
В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом независимо от положения на фронте. Особое внимание в своих посланиях митрополит Сергий уделял верующим на оккупированной территории, напоминая им, чтобы они, находясь в плену у врага, сознательно или по недомыслию не оказались предателями своей Родины. Одновременно Патриарший Местоблюститель призывал содействовать партизанскому движению.
Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. В докладе Г. Карпова секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецову о состоянии Русской Церкви от 27 августа 1946 г. указывалось, что многие представители духовенства награждены орденами и медалями Великой Отечественной войны и приводились конкретные примеры.
Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Многие сведения о подвигах духовенства не были допущены к опубликованию советскими руководителями, но то скудное, что проникло в печать, касающееся в основном территории Белоруссии, позволяет утверждать, что также поступали и священнослужители Подмосковья.
Так, протоиерей Александр Романушко из Полесья с 1942 по лето 1944 г. лично участвовал в боевых операциях и ходил в разведку. В 1943 г. он при отпевании полицая при большом скоплении народа и прямо на кладбище сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же «Анафема»! Подойдя к полицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели на людей очень сильное впечатление, и прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд. Из письма отца Александра, посланного осенью 1944 г. митрополиту Алексию (Симанскому) известно, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55% в связи с расстрелами их фашистами за содействие партизанам.
Медалью “Партизану Отечественной войны” была отмечена деятельность священника из села Бродовичи-Заполье на Псковщине Федора Пузанова. В 1944 г. отец Федор был вызван митрополитом Алексием, который отметил заслуги священника перед Родиной и Церковью наперсным крестом.
Гражданским подвигом стало поведение верующих и духовенства Ленинграда. Священники и их паства в блокированном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов существовали объединения людей, которые помогали друг другу выжить, выстоять. В Ленинграде и его северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, находилось 10 действующих православных храмов.
Материальная помощь государству и Красной Армии стала одним из важнейших направлений патриотического служения духовенства и мирян Русской Православной Церкви в период войны. Несмотря на законодательный запрет заниматься благотворительностью и отсутствие собственного счета в банке, уже с лета 1941 г. практически все православные приходы страны начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов в фонд обороны, на нужды фронта, на нужды и помощь раненым бойцам.
Особую страницу составляет создание на церковные средства танковой колонны «Димитрий Донской». Передача 40 танков «Т-34» частям Красной Армии состоялась у деревни Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы 7 марта 1944 г. На торжественном митинге в день передачи колонны выступил митрополит Николай (Ярушевич). Он весь период войны был одним из основных организаторов и руководителей патриотической деятельности духовенства Московской Патриархии. Под руководством владыки Николая московские приходы внесли свыше 1 млн. на создание эскадрильи «Александр Невский».
По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 г. было собрано более 300 млн. руб., не считая драгоценностей, вещей и продуктов . Реально же общая сумма была больше как минимум на несколько десятков миллионов, так как далеко не везде был организован четкий учет взносов. Трудно назвать все виды патриотической деятельности духовенства. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.
Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие из них были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.
Было много случаев, когда от действий священника, его смелости и решительности зависела жизнь сотен и тысяч людей.
В январе 1943 года, когда начали действовать наступательные карательные отряды, весь партизанский край Полесья был объят пламенем. В партизанском штабе обсудили исход предстоящего боя, но все же решили сначала пойти на хитрость. Послали к карателям церковную делегацию с жалобой якобы на партизан и с просьбой о защите. Главой делегации был о. Иоанн, которому предстояло убедить карателей, что партизаны сильны и располагают большими силами. В том и состояла хитрость командиров. Беседа с фашистами закончилась тем, что эсэсовский офицер скомандовал своему отряду: «Срочно отступать!»
Деятельность Православной Церкви имели особое значение для православных христиан СССР, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Она создавала, по словам митрополита Алексия (впоследствии – патриарха Алексия I), «нравственные условия победы». Как факт признания патриотической деятельности Православной церкви в годы Великой Отечественной войны можно расценивать решение советского правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям Церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 г.
История являет нам примеры того, что именно православная вера формирует и сохраняет в обществе подлинный патриотизм и трезвое, без перегибов, национальное самосознание.
Если Бог с нами, то кто против нас? Чудеса Божии во время войны.
Явление Валаамскому старцу. В начале 1941 г. одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три явления:
Третье — Матерь Божия одна стоит пред Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, — говорит Она, — как Я стояла у Твоего Креста». И хотела встать на колени. «Не надо, — сказал Спаситель, — Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
Благословение Церкви. Война началась 22 июня 1941 года, во второе Воскресенье после Святой Троицы, когда Церковь прославляет всех святых в земле Российской просиявших. То есть весь церковный народ в этот день молился всем русским святым. На Божественной литургии для всех читалось послание апостола Павла к евреям, в котором говорилось, что святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих.
В первый же день войны везде, где было возможно, зачитывалось Послание митрополита Сергия (Страгородского), Особенно актуальными стали Послания митрополитов Сергия и Николая (Ярушевича) в конце июля-начале августа, когда нужно было поднять патриотический дух, так как уже 4млн солдат оказались в плену. Церковь благословила Отечественную войну русского народа. Не счесть, сколько офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем. Вскоре стали открываться духовные семинарии, академии, была возобновлена деятельность Троице-Сергиевой, Киево-Печерской лавры и многих других монастырей. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Богоявленский собор, где стояла всю войну та самая чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которая была с ополчением 1812 года. Наступило время возвращения веры на Русской земле, как и предсказывали Православные святые.
По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы. Ежедневно за богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов…».
Верующие военачальники. Великая победа над сильнейшим демоническим врагом началась с победы духовной: с благословения Русской православной церкви на разгром врага в первый же день войны, 22 июня 1941 года; с горячих молитв наших отцов и матерей; с благословения сыновей, идущих на фронт, крестами и иконами, которые воины и военачальники носили с собой.
Так, маршал Борис Михайлович Шапошников носил финифтевый образок святителя и чудотворца Николая и каждый день молился «Господи, спаси Россию и мой народ».
Александр Михайлович Василевский был универсальным полководцем и военачальником. Он мог проявить себя и как командующий, и как штабной работник.
А.М. Василевский был сыном священника и закончил Костромскую духовную семинарию.
К.Е. Ворошилов никогда не позволял в своем присутствия говорить плохо о Церкви и священниках. Член Политбюро Г.М. Маленков усердно посещал церковь, а после своей отставки был старостой одного из храмов Подмосковья. Нередки были случаи, когда военачальники после одержанных побед вызывали священников, чтобы отслужить благодарственные молебны. 16 февраля 1941 года при взятии города Луги войсками Красной Армии генерал Лобанов вызвал в деревню Заозерье ранее помогавшего партизанам священника Образцова и предложил ему в присутствии населения окрестных деревень, работников штаба и красноармейцев отслужить благодарственный молебен за одержанные победы. После молебна генерал Лобанов поблагодарил Образцова за помощь партизанам.
Матерь Божия охраняет Россию.
ПОДВИГ МИТРОПОЛИТА ИЛИИ. Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна находилась на грани катастрофы, и в те дни в победу почти никто не верил. Всюду была паника, страх, уныние.
В самом начале войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи земле Русской.
из Антиохийского Патриархата, митрополит гор Ливанских Илия. Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, Владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России.
через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие этой стране. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.
Для спасения России «должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя. Для его спасения пусть вынесут из Владимирского собора чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже сдавать врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия приедет в Россию и расскажет, как она была спасена».
Владыка передал представителям Русской Православной Церкви все, что было определено Матерью Божией (и теперь хранятся телеграммы, переданные митрополитом в Москву).
Всё произошло так, как было предсказано. Сил сдержать врага уже не было. Страшный голод тысячами косил жителей блокадного Ленинграда Многим до сих пор непонятно, чем держался город, ведь помощи ему практически не было, а то, что подвозили, было каплей в море. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с Ней крестным ходом вокруг Ленинграда. Город выстоял.
Блокада была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом была спасена Москва. Разгром немецко-фашистских полчищ под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божьей Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, бросая технику; это было первое значительное поражение считавшегося непобедимым вермахта. Никто из наших генералов не мог понять, что произошло, ведь ничто не мешало немцам войти в Москву по Волоколамскому шоссе.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрекращающаяся служба — молебны и поминовения о погибших воинах шли один за другим. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.
БЛАГОДАРНОСТЬ МИТРОПОЛИТУ ИЛИИ ОТ СССР. В 1947 г. Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божьей Матери, так как все пророчества, переданные им, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал митрополита Алексия, уже ставшего к тому времени Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?» Патриарх предложил подарить икону Казанской Божьей Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.
Ныне чудотворная икона Казанской Божией Матери стоит во Владимирском соборе Санкт-Петербурга, с венчиком митрополита гор ливанских Илии в благодарность о спасении России в 1941-1945 годах. И также охраняет Божия Матерь Свой город.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ. Ни свидетельств летчика, который мог выполнить этот полет, ни воспоминаний священников, совершавших молебен, не сохранилось. Опубликованы, однако, воспоминания Валентина Георгиевича Владимирова, в те времена охранявшего столичное правительство и жителей города от банд дезертиров и уголовников, наводнивших город. Спустя годы после войны он рассказывал следующее: «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в погоде, то ли действительно по велению высших сил, но тут же началось резкое похолодание и повалил густой снег».
О явлении Божией Матери митрополиту Илие рассказывали очевидцы его приезда в Ленинград и Москву: протоиерей Василий Швец, иеросхимонах Моисей (Боголюбов), протоиерей Сергий Лавров, архимандрит Петр (Кучер) и многие другие.
Православный публицист Алексей Яковлев-Козырев побывал в Ливане, в том числе в том подземном храме, где митрополиту Илии явилась в 1941 году Царица Небесная, и видел там ростовой образ Пречистой.
Во время Великой Отечественной войны многие ливанские батюшки, в том числе и митрополит Илия, молились о победе Советской Армии. Да и все православные Ливана молились за победу России».
ШТУРМ КЕНИГСБЕРГА 6-9 МАЯ 1945 ГОДА. Вот, как об этом рассказывают очевидцы.
Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни — Кенигсберга. Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были еще сильны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, офицеры, с ними — священники с иконой.
Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли — с иконой — к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? Их же всех перебьют! Но они спокойно шли в огонь.
И вдруг стрельба прекратилась с немецкой стороны одновременно по всему фронту. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали штурм города-крепости с суши и с моря.
Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени; многие из них поняли, Кто помогает русским.
Неизвестны точная дата, место, имя командующего фронтом – возможно маршал Александр Василевский. Но, во-первых – город-крепость был укреплен по последнему слову военной науки, немцы уверены были в его неприступности. Советские войска меньше числом, измотаны, и вдруг соотношение потерь: немцев 70 – 90 тысяч пленными, 30-40 тысяч убитыми и всего 3500 советских – несомненно говорит в пользу чуда.
Победа – дело Божие.
Итак, какой вывод можно сделать из сказанного выше? Настоящему патриоту России, без всякой предвзятости желающему извлечь уроки из военного прошлого нашей Родины, должно быть ясно, что неверно рассматривать Великую Отечественную войну как столкновение двух держав, двух сил, потому что действовала и третья – сила Божия. Как когда-то поработители древнего Израиля бросились в бегство, потому что Бог поборал за свой народ, также случилось и в нашей истории. Богоборчество и беззакония навлекли страшную беду – войну, голод, гибель множества людей России, покаяние и обращение к Богу, к Его Церкви – возвратило милость Божию. Победа над страшным врагом – это милость Божия, изливающаяся на весь народ ради покаяния и молитв обращающихся к Нему.
Об этом прекрасно сказано в стихотворении монаха Варнавы (Санина):
ПРОСТОЙ ВОПРОС
Как-то возьми и спроси я
У карты страны на стене:
«Кто спас тебя, мать-Россия,
В последней Великой войне?
Когда занимались с марша
Деревни и города,
Кто спас тебя: воин? маршал
От смерти, родная, тогда?»
В огне полыхала Волга,
Москва была к сдаче близка…
Но сдюжили мы, и долго
На запад шли наши войска.
Ах, милая пыльная карта,
В морщинах старинных дорог!
От гибельного штандарта
Кто спас нас?..
«Конечно же, Бог!»
Достойны ли мы победы, дарованной Богом?
Это самый главный вопрос, на который каждый должен ответить перед голосом своей совести и памятью погибших.
Разгром Церкви раздробил народ, лишил его Духа Силы, создал удобные условия для вторжения н.-ф. войск и захвата ими огромной территории, отступления и гибели армий защитников, пленения и смерти множества советских воинов. То, что враг оказался под стенами Москвы, создало угрозу для существования народа и государства. И как это было в ветхозаветное время в народе Израиля, в нашей истории нашествий монголо-татар, шведов, поляков и немцев, и в эти страшные дни, в момент наивысших страданий, величайшего напряжения сил люди вспомнили о Боге, стали искренно каяться и призывать благодать Духа Святого. Господь не оставляет свой народ, пока в нем есть покаяние и стремление к святой жизни для Царства Небесного.
Кто не служит Богу, остается во власти самолюбия, не способен жертвенно любить Родину, семью, ближних. Если сегодня мы попираем Законы Божии, служим ценностям, противоположным Евангельским; строим себе виллы, оставляя храмы, порушенные отцами в руинах; носим на груди кресты, не интересуясь Тем, Кто изображен на них; освящаем куличи и берем воду в храмах, не проявляя ни малейшего интереса к Богослужениям и Таинства Церковным, что общего у нас с теми, кто воплотил слова Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих»?
Комментарии закрыты.