- 23.12.2017
- 0 комментариев
- Рубрика: Без рубрикиВераЖизньМотивацияНовостиОбщество
Гость нашей новой рубрики «Делимся опытом» — отец Андрей Тонких, дьякон Бишкекской и Кыргызстанской епархии. Можно ли пить «в меру», что говорит Священное Писание о вине, может ли пить священник – ответы на эти вопросы мы услышали от человека, который сам справился с зависимостью и основал братство трезвости.
– Отец Андрей, как вы пришли к трезвой жизни?
К сожалению, как и многие священнослужители, регулярно пить я научился в Церкви. Конечно, и до этого я выпивал периодически, но в Церкви меня научили это делать «профессионально» – в меру и не в меру, все воспринималось как норма и даже поощрялось.
Со временем, у меня стали происходить изменения, как у любого алкоголика на первой стадии. Я никогда не отказывался выпить, начинал пить и переставал контролировать количество выпитого. Как в анекдоте: «сколько ни покупай, все равно бежать придется» – для меня это стало обычным вариантом посиделки. После таких вечеров приходилось и за руль садиться. Продолжалось это год, полтора…
Один раз, после кружки пива, я решил отвезти друга домой, надеясь, как и раньше, «пронесет». Но именно в этот день меня сразу остановила милиция. Я пытался договориться, но со мной, по промыслу Божьему, на компромисс не пошли. Освидетельствование, суд, лишение прав на три месяца – в Ташкентском ГАИ я стоял в очереди, в подряснике, с другими такими же штрафниками.
Мне сказали: «Вы же из Церкви… если бы после службы, когда вам положено потреблять…». Но это был вечер, и это было пиво.
В этот момент я начал осознавать, что проблема есть. По совету знакомого священника, 15 февраля 2015 года, после Божественной литургии я принял обет, сам читая прошения о том, чтобы Господь исцелил меня, страждущего, как гадаринского бесноватого. Молебен на чин дачи обетов трезвости владыка Викентий (Морарь, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский) служил сам.
Со стороны других священнослужителей были вопросы: «Как ты так живешь?». Усмешки, ухмылки – все это я старался не замечать, к алкоголю меня никак и не тянуло. Но я не работал над собой. Меня посещали мысли – пройдет год, и можно по чуть-чуть, в меру, как и все.
Если человек со своей проблемой справился, то у него такого желания не возникает. Он просто живет трезво и понимает, что для него это естественно. Мой духовник, видя, что с проблемой я не справился, предложил продлить обет уже в Бишкеке.
В 2016 году к нам, в Бишкек, в паломническую поездку приехал отец Игорь Бачинин со своей группой. Он спросил, есть ли у нас в епархии кто-то, кто живет трезво. Я встал, и он сказал: «Отец дьякон, здесь нужно открывать братство!». Он пригласил меня в Екатеринбург, где проходил съезд Всероссийского общества трезвости, где я встретился со многими людьми, которые победили алкогольные и табачные зависимости, принимали обеты на всю жизнь и помогали справиться другим. Я посетил множество семинаров и получил сертификат.
Через две недели по прилету в Бишкек, я начал проводить занятия – такие же, как и отец Игорь в Екатеринбурге по методу Геннадия Шичко. Общество трезвости начало существовать.
– Как проходят занятия в братстве?
Каждые 2 месяца, в течение 10 дней проходит курс лекций.
На первом занятии я рассказываю о нашем обществе трезвости, рассказываю о нашем методе. О том, как в детстве человеку закладывается определенная программа, и о том, как с ней бороться, о том, с чего начать. Также на первом занятии предлагается заполнить анкету о себе – в ней он указывает телефоны родных, друзей. Если человек теряется, срывается, мы можем связаться с ним, помочь и поддержать.
Затем идут следующие занятия, посвященные причинам возникновения зависимости. Обязательным условием является ежедневное ведение дневников. Это, естественно, проходит анонимно, сдают дневники под номерами.
На последнем занятии, человеку нужно написать небольшое эссе о том, как прошли эти 10 дней, что ему понравилось, а что нет. Некоторые пишут, что их жизнь изменилась.
После окончания курса людям предлагается принять обет трезвости. Обет могут принять как зависимые, так и те, кто просто хочет проповедовать трезвый образ жизни.
Иногда люди приходят не с алкогольными или табачными проблемами: встречаются и игровые, сексологические зависимости, зависимости от психотропных препаратов. Когда дело касается медицины, тогда речи о занятиях и братстве нет – я либо сам отвожу человека в наркологию, либо звоню его родственникам. После того, как его прокапают, снимут ломку, можно начинать работать.
Самая частая, и самая «незаметная» проблема у человека – это гнев. Я всегда настаиваю, чтобы родственники зависимых обязательно посещали занятия с ним. Человек старается, пишет дневники, анализирует себя, борется с пристрастиями – а дома его донимают, не доверяют, убивают своей злобой. В братстве ситуация другая – вот сидит алкоголик, который много лет не может бросить, рассказывает, как ему тяжело, с каким непониманием и презрением он сталкивается. А рядом сидит женщина, и в его словах узнает своего сына или мужа.
Существует наше общество год с небольшим, мы провели 5 курсов. За это время к нам пришло 73 человека, 34 из них приняли обет – некоторые на время, несколько на всю жизнь.
– Можно ли пить «в меру»?
Здесь от себя я ничего не могу сказать, есть официальная позиция Церкви. 25 июля 2014 года трудами отца Игоря Бачинина и Валерия Доронкина Священным Синодом была утверждена концепция «Об утверждении трезвости и профилактики алкоголизма». В этой концепции говорится, что каждый христианин призван быть примером трезвой жизни. А что такое трезвая жизнь, каждый христианин должен понять сам для себя.
Относиться к алкоголю можно либо положительно, либо отрицательно – это как черное и белое. Отрицательно – значит я никогда не позволю себе употреблять ничего алкогольного или наркотического, положительно – значит иногда можно. Человек употребляющий алкоголь не может называть себя трезвенником, потому что он относится к алкоголю положительно.
Печально то, что у простых людей на 95% отношение положительное: иногда можно, по праздникам нужно, а если случилось что-то плохое – то просто необходимо.
Господь говорит и Аарону в книге Левит, «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши». Отец Игорь Бачинин в фильме «Утерянная добродетель» говорит о том, что священник обязан всегда жить трезво. Употреблять вино для опьянения он не имеет никакого права – в любой момент его могут вызвать к умирающему человеку, ему придется взять дары, войти в алтарь, и все это он будет совершать в пьяном виде.
– А что говорит об алкоголе Священное Писание?
Церковь всегда говорит о трезвости.
Везде, где мы в Писании встречаем упоминания о вине, мы должны понять, о каком вине идет речь. Вино тогда имело определенный градус, но не такой, как сегодня – его не крепили спиртом, содержание алкоголя в нем было порядка 6-7%. И даже такое вино разбавляли – минимум 1:10, после чего употребляли, как мы пьем компот, лимонад или морс – не для опьянения, а для утоления жажды. Такое же вино принимали как лекарство: апостол Павел даже советует своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
Большая проблема в том, что при переводе Ветхого Завета с древнееврейского языка, около 13 слов, таких как «хемам», «хамар», «шемар» были переведены как «вино». На самом деле, они имеют разное значение: вино, виноградный сок, виноградная лепешка, скисшее вино, виноградное крепкое вино, свежевыжатый сок, безалкогольное вино.
Вино хранили не только сбраживанием, его также кипятили, выпаривали. Это вываренное вино, вроде немецкого глинтвейна, не имело никакого опьяняющего действия.
А если мы будем говорить о житиях святых, то из 2000 житий только у 250 упоминается вино. И даже в этих упоминаниях мы прочитаем о том, как святой избавился от пагубной зависимости, или помог справиться кому-то с проблемой.
– Что вы посоветуете священнику, который хочет открыть братство трезвости при своем храме?
Прежде всего самому надо жить трезво, полностью отказаться от употребления алкоголя. Я не могу научить человека читать, если я не умею читать.
Когда в общество приходит новичок, который только вышел из запоя, он видит пример руководителя и других членов братства, и понимает что он не один такой. Глядя на них, которые также, как и он, прошли через весь ужас алкоголизма и после этого по живут 6, 10, 12 лет без срывов он понимает, что есть выход.
Священник долен жить трезво, его семья должна жить трезво, и тогда за ним потянутся толпы.
– Видите ли вы пользу в онлайн-курсах, семинарах, вебинарах?
Естественно. Если человек даже на секунду задумается о проблеме, прослушает хоть один вебинар, для него будет огромная польза.
Благодаря Интернету, мы можем узнать о том, чего никогда не слышали раньше. Человек может ради любопытства «кликнуть по ссылке», и задуматься о том, есть ли зависимость у него или его близких.
Психолог Виктор Алексеевич Ефимов записывал свои лекции, и некоторые люди, прослушав 10-15 минут его рассказа об алкоголе и табаке, навсегда бросали пить. За такое короткое время он может объяснить, что такое алкоголь и как он действует на психическое и физическое здоровье человека.
Вебинары – доказательство того, что человек найдет способ и при нехватке времени, ресурсов. Если ты хочешь бросить пить, ты бросишь и на Северном Полюсе.
Беседа с отцом Андреем прошла познавательно и продуктивно. После его слов, начинаешь задумываться – а от чего в этой жизни зависим я?
Команда сайта Правжизнь.рф предлагает Вам просмотреть вебинары отца Иоанна Клименко на сервисе «Братство трезвости». Кроме того, мы приглашаем Вас на наш телеграмм-канал, группу в Facebook и ВКонтакте — подпишитесь, и вы не пропустите новые и интересные материалы.
Каждый священник, которому есть что рассказать может стать участником рубрики «Вопросы пастырю» — мы познакомимся с Вами и расскажем о Вас. Связаться с нашим главным редактором можно по Телеграмм-адресу @AnastasiaTheodorova или пишите на e-mail fedorova@pravzhizn.ru
Фотографии сайта eparchia.kg
Комментарии закрыты.