Сокровищница язв Христовых
«…Показа им руце (и нозе) и ребра Своя (Ин. 20, 20). Господь наш Иисус Христос открыл нам все сокровища Свои, когда показал апостолам, а с ними и нам всем, Свои руки, Свои ноги, Свои ребра. Показал руки с язвами, насквозь прободенные, а в тех язвах открыл бесценные и неисчислимые сокровища для нас. Показал ноги Свои, также с гвоздинными язвами. Из этих язв истекла пресвятая кровь Его и проложила для нас кровавый след, означила красный путь Господень, чтобы мы шли по следам нашего Искупителя, шли и не заблуждались, пока дойдем до вечных сокровищ, ихже око не виде, и ухо не слыша… (1 Кор. 2, 9).
Показал и ребра Свои, кои пронзены широким копием до самого сердца и в которых язва так велика, что можно вложить в нее руку. Язва сия отверзлась нам, как дверь, – до сокровища неистощимого. Показал Господь нам руки, и ноги, и ребра Свои для того именно, чтобы мы со святым Фомою осязали язвы Его, да не только осязали, но и брали из открытого сокровища, чего желаем. Чем же осязать нам и что взять? Осязать и брать верою, надеждою и любовью: вера и надежда суть наши персты, а любовь – целая рука. Верою возьмем от рук Христовых, надеждою – от ног, любовью – от сердца Господня. Возьмем верою несомненною. «Вера, – говорит святой Амвросий Медиоланский, – толико имать, елико веруешь». Одна вера определяет себе на долю столько, сколько хочет. Мало кто верует – мало приемлет, другой более верует – более приемлет. Верует кто, что есть для него Промысл Божий, – есть, не верует – нет. Верует ли кто в прилежной и усердной мольбе своей, что Бог молитвы его слушает, – слушает, не верует – не слушает. Верует ли кто, что, чего просит, приемлет, – приемлет, не верует – не приемлет. Вера толико имать, елико верует. Надеждою возьмем от ног Христовых (то есть с надеждой припадем к ногам Христовым и будем просить Его неизреченных милостей). Надежда есть якорь для христиан, обуреваемых волнами житейскими. Погрузим же свою надежду, как якорь, в язвы ног Христовых, как в глубокое море милосердия. Что возьмем для себя оттуда? Возьмем то, что взяла жена грешница, омочившая ноги Христовы слезами, что взяли многие другие грешники, припадавшие к ногам Искупителя с покаянием и надеждою, – возьмем отпущение грехов своих. Любовью возьмем от язвы у сердца Христова. Любовь подобна целой руке. Как рука держит крепко, что принимает, так любовь сильна удержать у себя Бога, все содержащего. Но возьмем целою рукою, не частью любви, но всецелою любовью возлюбим Бога, возлюбим от всего сердца нашего, всею душою, всей крепостью и всем помышлением. Если совершенно возлюбим Бога, то и от Него приемлем любовь совершенную, покрывающую все грехи наши.
Вот как довлеет (церковнослав. – здесь: должно, необходимо) нам осязать язвы Христовы и вот как сокровища в них брать должно! Начнем же поступать таким образом и воззовем со святым Фомою: Господь мой и Бог мой!»
Святитель Димитрий Ростовский
Источник: Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. – М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.
Комментарии закрыты.