Удивительный мир православной Аляски
Продолжаем публикацию уникальных материалов из книги «Иная Америка» — итог многочисленных путешествий по православным святыням огромной страны, которую традиционно принято считать «осью зла».
О начале путешествия читать здесь:
Опыт постижения Америки-1
Опыт постижения Америки-2
Опыт постижения Америки-3
Опыт постижения Америки-4
Опыт постижения Америки-5
Сегодня мы попытаемся немного рассказать о Православной Церкви на Аляске. Тема необъятна, но постараемся хотя бы вкратце коснуться истории и основных особенностей православия этого удивительного края.
Истоки Православия в Америке
Еще до середины XVIII века на Аляске появлялись первые русские торговцы пушниной и моряки. Они постепенно стали осваивать Алеутские острова и побережье полуострова. Ну судах, прибывающих к берегам этого дальнего края, практически всегда присутствовали и корабельные священники, которые уже тогда обратили в православие некоторых алеутов. Однако в то время это было индивидуальное обращение, не носившее массовый характер, как впоследствии..
Но время шло, и обстоятельства менялись.В 1780 годах Григорий Шелихов, которого называли Колумбом Аляски, завоевал Кадьякские острова и в бухте Трех Святителей основал поселение.Жизнь и деятельность Шелехова — тема особая, и мы не будем касаться ее. Но и сейчас на Кадьяке многое напоминает о нем. Его именем названы пролив у юго-западного побережья Аляски между материком и островами Кадьяк и Афогнак, разделяющий боро Кадьяк-Айленд на островную и континентальную части, улицы и отели. В России его имя увековечено в названии залива Шелихова в Охотском море и города Шелехов в Иркутской области. В родном городе Шелихова, Рыльске, установлен памятник в его честь.
Русская духовная миссия на Аляске
В 1795 году Императрица Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. В настоящее время этот город вернул свое историческое название и, так же, как и остров, называется Кадьяк.
Помимо гражданского населения, сейчас там располагается база американских морских пограничников.
Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей.
Иеромонах Иувеналий
Одним из них был иеромонах Ювеналий, который прославился активной деятельностью и высокой духовной жизнью. Во время одной из миссионерских поездок по наущению местных шаманов он был убит аборигенами. Место его гибели точно не известно.
В городе Гавань Святого Павла был основан детский дом и школа, в которой, помимо религиозного образования, обучали также и практическим навыкам, помогающим выжить в суровых условиях Севера, таким, к примеру, как навигация, и другим подобным предметам.
Однако враг рода человеческого постепенно воздвиг вражду между администрацией Русско-американской компании (она была частной торговой корпорацией и более всего заботилась о прибыли, нещадно эксплуатируя местное население) и монахами-миссионерами, пытающимися просветить светом Христовой веры этот добрый, но крайне угнетенный народ, и глубоко сочувствующими ему. Суть конфликта состояла в том, что монахи заступались за местных жителей, которых спаивали и притесняли торговцы. В итоге компания урезала фонды на миссионерскую деятельность.
Преподобный Герман Аляскинский
Кроме того, часть братии погибла в бушующем океане и, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который сейчас известен как преподобный Герман Аляскинский.
Он покинул гавань Святого Павла и поселился на маленьком островке – острове Еловом, где жил один в безмолвии, как подвижник-исихаст. Он был не священником, а простым монахом, не мог совершать службы, но, тем не менее, интересно, что из всех миссионеров раннего периода народы Аляски помнят только преподобного Германа. И не только помнят, но любят и почитают. Для алеутов и эскимосов святой Герман – главный молитвенник. В мирском смысле он систематической миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком очень высокой личной святости, уже при своей жизни совершил много чудес.
Столько лет на суровой Аляске,
Ежедневно молитву творя,
Прожил Герман, монах Валаамский,
Пред людьми и пред Богом смирясь.
Он, традиции следуя древней,
Валаама хранил строгий дух,
Сам вычитывая ежедневно
Православный молитвенный круг.
Измождая себя поклонами,
Он молился и ночью, и днем,
И природа преображенная
С благодарностью помнит о нем.
Птицы, рыбы, медведи, тюлени
В час кончины его преблагой
Поминают хвалебным пением
Удивительный подвиг его.
У чужого далекого берега
Он обрел себе вечный приют
Все святые Руси и Америки
В небесах ему славу поют.
И сейчас, спустя века после его кончины, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами и проблемами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и получают исцеления и решение своих проблем.
Долгое время преподобный Герман внешним миром был забыт. Его широкое почитание началось после его канонизации Православной Церковью Америки в 1960 году.
Деятельность святителя Иннокентия
Следующим важным этапом миссионерской деятельности на территории этого края стало прибытие на Аляску священника Иоанна Вениаминова. Он поселился на острове Уналашка, где построил величественную церковь, в которой регулярно совершал богослужения. Отец Иоанн был человеком творческим, имел разнообразные дарования, в том числе, оказался одаренным инженером-механиком. Помимо неустанной миссионерской работы он оставил много этнографических записок, и был избран почетным членом Петербургского Этнографического общества. Довольно быстро он выучил местные языки и начал переводить Священное Писание. Им было переведено огромное количество текстов, что сыграло очень важную роль в развитии миссионерской деятельности: ведь коренное население Уналашки не знало русского языка!
О народах и их землях
Согласно современной классификации, сегодня, как и в момент появления европейцев, Аляску населяют четыре главные этнические группы. Алеуты живут на одноименных островах и по южному берегу полуострова — то есть там, где проходит маршрут нашего путешествия. Естественным образом вступив в самый тесный контакт с россиянами с первых дней их появления, это племя подверглось наиболее глубокому православному влиянию и поныне известно особым религиозным рвением. Индейцы-тлинкиты на Аляскинском хвосте, наоборот, прославились враждебностью к колонистам и даже несколько раз нападали на Новоархангельск-Ситку, пытаясь вырезать тамошнее население. Юпики и иные ветви эскимосов населяют самые суровые, западные и северные берега Аляски — однако православные миссионеры «достали» их и там, так что ныне большая их часть приобщена к церкви. Впрочем, живя в такой глуши, они не слишком часто встречаются со священниками. Наконец, владения разных групп атабасков простираются в зоне залива Кука, тоже в поле нашего путешествия. Но их, увы, в наше время осталось немного.
Он же всегда отмечал в алеутском народе некоторые качества, создававшие благодатную почву для усвоения христианского учения. В результате распространения Православия исчезали такие обычаи, как убийство престарелых родителей, алеуты отказывались от многоженства и беспорядочных половых связей, старались жить по новым нравственным правилам. Одним из слагаемых успеха проповеди пастыря было то, что он избегал насилия в вопросах веры: терпеливо ждал, когда местные жители добровольно изъявят желание креститься, не поощрял крещеных подарками. Свящ. Иоанн считал важным сохранять национальную самобытность народов, не подчинять миссионерскую проповедь задаче русификации: «…надобно стараться вывесть дикаря из его грязной жизни; но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его. Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познаний, но осторожно, чтобы не ослепить их…» (Творения. 1888. Т. 3. С. 485).
Свящ. Иоанн освоил алеутский язык, создал алеутский алфавит на кириллической основе, сформулировал основы грамматики. При помощи алеута И. Панькова перевел на алеутский язык «Начатки христианского учения, или Краткую священную историю, и Краткий катехизис» свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского (книга изд. в С.-Петербурге в 1834 и стала 1-й опубликованной на алеутском языке). Перевел Евангелие от Матфея, наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения, составил и в 1836 г. опубликовал 1-й алеутский букварь. Среди проповедей свящ. Иоанна на Алеутских о-вах наиболее известны «Слово на день святителя Николая и тезоименитства государя императора Николая Павловича» (1827), «Слово в неделю Сыропустную и в день святителя Иннокентия» (1828), «Слово в великий пяток» (1836), «Слово в неделю пятую Святого поста» (1838) и др. Его главный катехизаторский труд «Указание пути в Царство Небесное» (1833) был сначала написан на алеутском языке и представлял собой огласительные беседы с алеутами; впосл. переведен на рус. (выдержал более 50 изданий), якут., алтайский, шорский, монг. и др. языки и стал одним из лучших пособий для правосл. миссионеров.
Приехав в Русскую Америку, свящ. Иоанн занялся географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, к-рые легли в основу ряда его трудов. Первое место среди них занимают фундаментальные 3-томные «Записки об островах Уналашкинского отдела», за к-рые автор в 1841 г. был награжден Демидовской премией. Исследование содержит материал по истории, этнографии, лингвистике, минералогии, флоре и фауне Алеутских о-вов, а также архипелага Александра. Из материалов трехтомника сложились отдельные очерки «Население русских владений в Америке и разделение его», «Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки», «Способности и браки алеутов» и др.
Свящ. Иоанн выдвинул гипотезу, что алеуты были первым народом, населявшим Алеутские о-ва, и пришли туда из Азии. Путем опросов собрал данные о первых рус. поселениях на островах, привел статистические сведения о рус., креольском и об аборигенном населении Русской Америки. Отметил существенные сдвиги в материальной и духовной культуре алеутов и тлинкитов, вызванные рус. влиянием. Писатель И. А. Гончаров отзывался о «Записках…»: «…прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. Нет недостатка ни в полноте, ни в отчетливости по всем частям знания: этнографии, географии, топографии, натуральной истории; но всего более обращено внимания на состояние церкви между обращенными… Книга эта еще замечательна тем, что написана прекрасным, легким и живым языком» (Гончаров. 1986. С. 533). К др. крупным научным трудам свящ. Иоанна относятся «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка» (в 1836 ркп. была послана в С.-Петербургскую АН; удостоилась положительной рецензии востоковеда Я. И. Шмидта и получила поощрительную премию АН) и «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря». Свящ. Иоанн первым исследовал неизвестные лингвистике языки, изучил их грамматику. Его анализ показал, что алеутский язык сильно отличается от языков амер. индейцев и имеет родство с эскимосскими языками («языками гренландского корня»), в XX в. этот факт стал общепризнанным.
Перевод столицы из Кадьяка на Ситку и переименование ее в Новоархангельск
В конце концов, Русско-Американская компания перевела свою столицу из Кадьяка на Ситку, переименованную в Новоархангельск. Индейцы Ситки, которых называли калоши (или тлинкиты), в отличие от кротких алеутов и эскимосов, были воинственными язычниками. Например, некоторые шаманы алеутов и эскимосов предвидели приход миссионеров и наставляли свой народ идти и получить от них веру в истинного Бога. У индейцев такого не было. Они встречали миссионеров с неприкрытой враждебностью. Но для Бога нет невозможного! За успешные пастырские труды свящ. Иоанн в 1834 г. был награжден наперсным крестом и переведен на остров Баранова в порт Новоархангельск — админтстративный центр Русской Америки.
Совершал службы в соборе во имя архангела Михаила, собрал большие часы для колокольни. В 1834-1839 гг. проповедовал у колошей (тлинкитов), которырые относились к Православию недоверчиво. В 1836-1837 гг. о-в Баранова был охвачен эпидемией оспы. Свящ. Иоанн призывал тлинкитов делать прививки, чем не только спас, но и подвиг многих из них к обращению в Православие. На острове организовал ряд духовных училищ, больницу и сиротский дом. В 1836 г. совершил поездку в Калифорнию, в Форт-Росс, где служил в Троицкой часовне.Священник Иоанн Вениаминов, приехав в Ситку, построил кафедральный Собор,изучил очень сложный язык индейцев калошей и начал переводить на него Священное Писание. Постепенно он умягчал злые сердца язычников, и они стали приходить к нему и даже принимать Крещение.
Через несколько многотрудных лет отец Иоанн поехал в Петербург, чтобы получить разрешение на опубликование своих переводов. Во время этого многомесячного путешествия его жена скончалась, после чего он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и был хиротонисан (рукоположен) во епископы.
Владыка Иннокентий вернулся в Ситку и продолжил миссионерскую деятельность своей епархии, основал школу. К сожалению, построенный им храм был деревянным, и в 1990-е годы сгорел.
Деятельность отца Иакова Нецветова. “Русская миссия”
Он рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, который был наполовину алеутом и наполовину русским.
Отец Иаков работал среди алеутского народа, был направлен к эскимосам-юпикам, и с 1840-х по 1860-е годы перенес центр миссии в деревню, которая до сих пор носит название “Русская миссия”. Он евангелизировал в этих районах не только эскимосов, но и индейцев.
В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители покинули Аляску. Это было очень хаотичное время, долгое время там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики, представители американского правительства поначалу отсутствовали. Конечно, церковная миссия от этого очень пострадала.
В это время епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, и он основал в Москве Миссионерское общество. Усилиями русских миссионеров продолжилось распространение православия на Аляске, и вскоре работа этого общества превзошла ту деятельность, которая проводилась в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. Многие церковные здания были построены там именно в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии, Церковь процветала. Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситки в Сан-Франциско, и началась новая миссия уже на основной территории США по обращению в православие эмигрантов, прибывавших из Восточной Европы. Усилиями миссии более 100 000 униатов вернулось в Православие. Таким образом, оказалось, что в континентальных штатах появилось гораздо больше православных, чем на Аляске.
Святитель Тихон (Белавин)
Уже в ХХ в. епископом американским стал святитель Тихон (Белавин).
Он основал много монастырей, семинарий, школ. Основную финансовую поддержку миссия в это время получала из Русского миссионерского общества.
На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что, будучи протестантской страной, Америка должна, наконец, дать настоящее духовное образование народам Севера. Аляска была поделена между различными протестантскими группами, где они могли беспрепятственно совершать свою миссию, просвещая темных местных жителей. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк был передан баптистам, на Ситку устремились пресвитериане, Юпики достались Моравским братьям. Миссии получали финансовую поддержку американского правительства. Были организованы школы-интернаты, детей забирали у родителей и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать настоящее американское образование. С 1910 года американские миссионеры убедили американское правительство насильно закрыть все русские школы. Для тогдашних протестантов православие почти что приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения. Они также хотели, чтобы люди перестали говорить на местных языках, а говорили на “нормальном цивилизованном”, т. е. английском языке. Моравские братья хотели также изменить местную экономику, чтобы она не зависела полностью от охоты и рыбной ловли, что им, конечно, не очень удалось. Результатом подобных усилий парадоксальным образом стало то, что остававшиеся еще языческими деревни сделались православными.
Исторический выбор подтвердился
Православные миссии использовали местные языки, готовили местных жителей к священству, уважали местные традиции. Православные видели, что не все в местной дохристианской жизни нужно бездумно уничтожать, поэтому даже шаманы во многом подготовили людей к тому, чтобы они приняли христианство.
В 1917 году в России произошла революция, ставшая катастрофой для американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено. И на Аляске и в континентальных штатах вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось. Церковь раскололась на многие этнические группировки, которые занимались в основном сохранением своей собственности. Это разделение совершенно исказило направление деятельности Церкви: вместо того, чтобы быть миссионерской Церковью, которая направлена на внешний мир, она превратилась в множественные этнические группировки, заинтересованные в основном в тем, как сохранить свое культурное наследие, понимавшееся к тому же весьма узко: в основном народные обычаи, а не высокую культуру.
Кроме того, для эмигрантской психологии характерно желание влиться, вписаться в культуру страны, в которую люди въехали, ничем не выделяться и не пытаться эту культуру изменять. Таким образом, после революции миссия постепенно сходила на нет.
Но постепенно положение изменялось. Происходили следующие процессы: с одной стороны, Церкви научились создавать механизмы, чтобы поддерживать свою собственную жизнь, а с другой стороны, новые поколения, родившиеся в Америке, меньше думали о своей национальной принадлежности, а больше о религиозном содержании своей веры. Вернулось понимание того, что необходимо поддерживать миссионерскую работу на Аляске.
В 1960-х годах начала свою деятельность маленькая миссионерская школа в Ситке.
Духовная семинария
В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. “Большая”, конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов вместо двух.
Духовная семинария, позднее поименованная в честь святого Германа Аляскинского, была основана в 1972 году в Кенае. Два года спустя она переехала в Кадьяк, где у епархии «нашелся» для нее подходящий земельный надел по соседству с музеем Баранова и местным Воскресенским собором. Одновременно была получена официальная лицензия от Департамента образования штата Аляска на право присваивать степени по теологии.
Семинария в принципе может принять одновременно лишь около 20 человек — за количеством здесь никто не гонится. Сейчас гранит христианской науки грызут 13 студентов. Полный курс обучения стоит около семи тысяч долларов, каковые обычно находятся у многочисленных спонсоров и доброжелателей по всем США (их список золотыми буквами выбит в вестибюле общежития). Существует — в доброй аляскинской традиции — даже специальная программа «Усынови семинариста!», подписные листы которой рассылаются буквально всем, кто придет на ум администрации. Впрочем, те абитуриенты, что принимают на себя обязательство впоследствии служить на Аляске, учатся бесплатно.
Священноначалие прилагало все усилия, чтобы в семинарию поступали именно местные жители. Территория расселения эскимосов-юпиков (самого многочисленного православного народа Аляски) никогда не находилась под прямым русским административным управлением, и большая часть клириков миссии состояла в основном из алеутов. И теперь по-прежнему территория юпиков – это самая большая территория на Аляске, где народ обращен в православие, и самая благочестивая.
Во времена упадка на всей Аляске было от 4 до 9 священников, сейчас – около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников – из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте.
К сожалению, американское правительство по-прежнему не слишком расположено к православию на Аляске. Но если раньше навязывался английский язык и протестантизм, то теперь вызрело новое понимание. Местные языки и культура всячески поощряются, а вместе с ними народу навязывается давно отмершее язычество в виде шаманизма. Считается, что белые люди виноваты в насилии над местными жителями, так что теперь они обязаны вернуть их к их первобытному состоянию – т. е. к язычеству. Но сами местные жители твердо держатся православия и не хотят от него отступать.
Богослужения здесь ведутся на так называемом сакральном английском языке, однако до сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. Церковно-славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, служат на английском и на местных языках.
Мощи прп. Германа Аляскинского почивают в Воскресенском храме и глубоко почитаются всеми, кто к ним притекает
Кстати, в процентном отношении на Аляске православные очень выигрывают по сравнению с протестантами. И это вполне объяснимо.Если говорить о местных жителях, алеутах и эскимосах, то по большей части они живут в деревнях, и среди них большинство православных, хотя протестантские миссии работают и там.
Храм во время богослужения.
Но большинство населения Аляски – белые американцы, большие города в основном – чисто американские. Это более 75% населения всего штата Аляска. Городские алеуты также сохраняют православие. Некоторые из них говорят по-русски между собой, но это очень “простой” русский… С русскими они на нем говорить стесняются, потому что говорят плохо.
Баптистская миссионерша и аборигены
Очень показательна, к примеру, такая история В село Старая Гавань, которая раньше называлась Бухта Трех святых, прибыла баптистская миссионерша и жила там некоторое время, пытаясь обратить православных в баптизм. Небольшое количество людей она все-таки убедила в том, что они должны принять новое баптистское крещение, которое она назначила на Страстную Пятницу 1964 года. В этот день на Аляске произошло громадное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли всю деревню кроме здания храма. На этом баптистская миссия в этом месте закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села.
Среди индейцев тоже встречаются православные
Необходимо отметить, что среди индейцев тоже встречаются православные. В последующих публикациях мы обязательно опищем удивительную индейскую деревню с храмом, колокольней и кладбищем (кладбище — это вообще особая тема, т. к. на могилах усопших воздвигаются симпатичные, ярко раскрашенные домики, и этот удивительный симбиоз православия и язычества повергает в некоторое недоумение). Впрочем, последование богослужения четкое, пение в храме стройное, и православными называют себя практически все жители деревни. Всякое дыхание да славит Господа!
Но русские успели обратить в православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски. Когда началось американское государственное участие в миссионерской деятельности, система образования на Аляске была построена на том, чтобы детей отнимать у родителей и заставлять их говорить только на английском. Это вызвало целый ряд психологических и социальных проблем. Люди до сих пор продолжают на большей части Аляски говорить на местных языках. Меньше в городах, которые больше англизированы, в больше – в деревнях и селах.
Сейчас существует множество публикаций о том, что Аляску совсем не продали, а сдали в аренду на определенное количество лет. Но русское правительство и с советские годы не претендовало на возвращение этого края. А вот как правительство самой Аляски смотрит на это?
Вопрос непростой. Такие документы внимательно изучаются, но про это в Америке никто не писал.
Отношения местной церкви с РПЦ
Многие задаются вопросом, каковы отношения Местной церкви с русской Православной Церковью? Можно ответить однозначно.Православная Церковь Аляски – часть православной Церкви в Америке, следовательно, взаимоотношения хорошие. Русская Церковь в 1970 году предоставила Американской Православной Церкви, автокефалиею то есть независимость. На 200-летие Православия в Америке приезжал Патриарх всея Руси Алексий II. Он посетил Аляску и, в частности, Кадьяк.
Нас, кстати, на Аляске принимали с открытой душой.
Наши друзья: молодежная православная община на Кадьяке во главе со священником
Архитектура аляскинских храмов
Вызывает интерес самобытная архитектура аляскинских храмов. Она весьма разнообразна.
Наиболее характерными являются, если можно так выразиться, три архитектурных стиля.
Прежде всего, это очень красивые и основательные русские церкви, построенные в соответствии со сложившейся традицией , украшенные маковками куполов, вид которых заставляет умилилься даже самое черствое сердце русского человека.
Встречаются весьма незатейливые деревянные храмы из бревен, построенные местными жителями, но и они очень функциональны. Местные жители с удовольствием молятся в них
Они большие, но не слишком красивые.
И, как ни странно, есть церкви нового стиля, условно называемого стилем “аэродромных ангаров”, которые сейчас строят в деревнях.
Архитектурной самобытностью они не обладают, но все-таки выполняют свое назначение. Поэтому не будем слишком придирчиво относиться к своеобразию вкуса местных жителей и просто порадуемся их историческому выбору.
А вот , Русский православный музей, где с утра до вечера негромко играет отечественная духовная музыка, за маленьким прилавком разливают кофе, чай из самовара, — это серьезно и не может не привести в действие чувствительные струны в нашей душе. В Анекоридже он колоритнее, чем музей Баранова на Кадьяке.
Местные жители обитают на Аляске по-разному
Местные жители обитают на Аляске по-разному.
В ставших экзотическими иглу, проживают на крайнем Севере, внутри полярного круга, и только на время охоты. Необходимо отметить, что в подобного рода жилищах вообще-то можно прожить не более трех дней, потому что от дыхания в них все обледенеет. Традиционные же дома местных жителей называются бараболы. Попросту говоря, это – землянки. До сих пор в некоторых местах можно увидеть стоящий с незапамятных времен храм, вокруг которого расположились землянки. Затем был постепенный переход к бревенчатым избам, и потом уже к более европейским домам.
По социальной программе американского правительства на Аляску привозят дома, состоящие из блоков, щитовые.
Как местные жители относятся к русскому прошлому?
Местные жители относятся к русскому прошлому очень положительно. Однако необходимо отметить, что не вся территория была освоена русскими, в основном – Кадьяк и побережье. Тамошние жители очень гордятся своим русским прошлым.
Есть на Аляске и секты, адепты которых проводят активную миссионерскую деятельность.Это касается преимущественно городов, а в деревнях и селах никаких сект нет.
В частности, Кадьяк – один из центров мунизма. Муну принадлежит громадная собственность в Кадьяке, приносящая огромные доходы. это, к примеру, консервно-перерабатывающие заводы. Характерно, что муниты вкладывают огромные деньги в свои экономические проекты, но прозелитизмом не занимаются: не хотят, чтобы люди особенно обращали внимание на их присутствие. Мы, во всяком случае, не видели на Аляске мунитов, занимающихся вербовкой на улице.
Центр епархии, резиденция епископа находится в г. Ситка (бывший Новоархангельск). Но епархиальное управление находится в Анкоридже, самом большом транспортном узле штата. Прежний епископ Григорий (Афонский), был ученым человеком и преподавал в семинарии. Поэтому большую часть времени он жил на Кадьяке при семинарии. Сейчас он на покое.
РПЦЗ на Аляске нет
Интересный факт: РПЦЗ на Аляске нет, Зарубежная Церковь в те времена. когда еще находилась в расколе, пыталась обосноваться на Аляске, но местные жители не приняли ее священнослужителей.
Единственным исключением стал один бывший священник (игумен) Зарубежной Церкви, который был изгнан за грубые моральные нарушения. Уже когда он со своей небольшой монашеской калифорнийской общиной был “в свободном полете”, он купил несколько гектаров земли в Монашеской Гавани и даже на острове Еловый и поселил там нескольких своих монахов. Зарубежный епископ Антоний Сан-Францизский связался с епископом Григорием Аляскинским и сказал, что “это не наш, не принимайте его”. Впрочем, эта раскольническая группа на Аляске не прижилась и вскоре покинула ее.
Святые, наиболее почитаемые на Аляске
Кроме преподобного Германа Аляскинского, православные на Аляске почитают святого Иннокентия Митрополита Московского, которого часто называют аляскинским апостолом. Почитают они также святого мученика Ювеналия.
Святой мученик Ювеналий (в миру Яков Федорович Говорухин) родился в 1761 г. в городе Екатеринбурге и в первый период жизни работал на Нерчинских горных заводах горным офицером. В 1791 г. святой был принят в Валаамский монастырь.
В 1793 г. Шелихов и Голиков обратились в Святейший синод за помощью в организации христианской миссии на Алеутских островах, что нашло поддержку в Святейшем синоде и у Екатерины II.
Для организации православной проповеди в новых землях империи были назначены шесть иноков и четыре послушника из Валаамского и Коневского монастырей. В их число вошел и иеромонах Ювеналий с его родным братом, послушником Михаилом. Следует отметить, что в миссию также входил преподобный Герман Аляскинский (в миру Попов). Возглавлял миссию архимандрит Иоасаф (Болотов). Всего из Иркутска в Новый Свет в составе миссии отправились десять человек.
24 сентября 1794 г. на судне «Три святителя» миссионеры прибыли на о. Кадьяк, поступив под покровительство главного правителя русских поселений в Америке Александра Алексеевича Баранова.
Иеромонах Ювеналий сразу отправился изучать остров Кадьяк, а затем и Чугачский залив. Летом 1795 г. усилиями братии на Кадьяке и на полуострове Аляска были крещены тысячи туземцев (алеуты, кадьякцы, чугачи, кенайцы).
Очень скоро святой Ювеналий и братия за свое рвение получили достаточно лестные отзывы архимандрита Иоасафа: «…Ювеналий довольно рачителен… За ваши святые молитвы мне Бог дал братство доброе и любовное».
Шелихов планировал использовать монахов на мирских работах. В частности, он надеялся, что святой Ювеналий поможет при возведении новой крепости и организации металлургического производства: «…На первый раз довольно бы было, если бы вблизи отыскались железные и медные руды, яко необходимые для нововозводимого селения и кораблестроения. А каким образом оные плавить и какие построить плавильные печи и все прочее учредить, получите вы наставления от отцов Ювеналия и Стефана, яко в горной и заводской науке искусных». Но архимандрит противился участию монахов в мирских делах. Тем не менее есть сведения, что именно Ювеналий вместе с Барановым организовали добычу каменного угля и железных руд в Новом Свете.
Несмотря на категорические запреты Баранова посылать монахов на американский материк ввиду опасности здешних мест и коварства туземцев, святой Ювеналий отбыл на Аляску.
К лету 1796 г. святой Ювеналий крестил 746 чугачей и проповедовал Христа и христианскую мораль на полуострове Кенай. Примерно в это же время он принял венец мученичества примерно в 200 км к западу от озера Шелихова. По имеющимся сведениям он убедил народ одной из деревень послать своих детей в школу при миссии на острове Кадьяк, однако когда святой Ювеналий отправился с группой детей, туземцы передумали и убили святого. Тело святого так и не было найдено.
Следует отметить, что мирские труды святого Ювеналия не пропали даром, в 1857 г. в бухте Угольной в Кенайском заливе были заложены первые шахты и началась первая добыча каменного угля.
В 1980 году Ювеналий был прославлен в лике священномучеников.
Память святого совершается 15 июля (2 июля по старому стилю).
Глубоко почитают местные жители принявшего мученическую кончину Петра Алеута.
Он был очень юным, и со своими товарищами охотился на котиков у берегов Калифорнии. Там их всех задержали испанские францисканцы и потребовали, чтобы они отреклись от православия и сделались римо-католиками. Вся группа отказалась, их подвергли пыткам, от которых этот молодой человек, Петр Алеутский, скончался. Ему отрезали пальцы, один за другим, и он истек кровью. Остальных смогло освободить русское правительство через дипломатические каналы.
Почитают они и других святых. Мы встречали храмы, освященные в честь архангела Михаила и свт. Николая.
Вместо заключения-несколько фотографий, которые убедят вас в том, что Аляска — необыкновенно красива и незабываема.
Это Анкоридж, детка! Гряда Чучанских гор выглядит чрезвычайно монументальной и в то же время живописно. Мы видели их в разное время года: и со снежными вершинами, и с растительностью. Необходимо отметить, что своей монументальностью впечатляют всегда
Лунная соната Анкориджа: огромная луна, серебристый цвет которой мягко освещает город. Строения невысокие: здесь уже было сокрушительное землетрясение, котоорое научило местных жителей не гнаться за модой, а строить функциональные, удобные для данной местности и ее климатических условий дома.
Ночная рапсодия
А вот закаты в этих широтах необычайно красочные.
Вид на океан и залив Кука запоминается надолго. Какая-то нереальная безмятежность…
Положение главной воздушной гавани быстро сделало в общем-то молодой Анкоридж крупнейшим городом на всем гигантском полуострове. При русских пустынная местность, где он теперь стоит, считалась самой дальней и дикой окраиной епархии: тут часто убивали священников. Теперь в Анкоридже живет 40 процентов всего населения, а, помимо этого, ему приходится пропускать через себя ежегодно миллион туристов, стремящихся к девственной природе.
Тиха аляскинская ночь…
Возникнув только во время Первой мировой войны как «сторожевой лагерь» на прокладывавшейся тогда железной дороге Сьюард (главный морской порт в окрестностях) — Фэрбанкс (шахтерский центр, а также «промежуточный склад» на пути к знаменитому золотому Клондайку на реке Юкон), поселение быстро разрослось и разбогатело. Тут стали строить шикарные проспекты и небоскребы, заблестел неон казино и прочих веселых заведений.
В марте 1964 года, однако, случилось 9-балльное землетрясение. Когда город отстроили, учли прежние архитектурные ошибки
Об аборигенах напоминает здесь практически все
Примерно с того момента, когда газета «Анкоридж Дейли Таймс» 3 января 1959-го напечатала на первой полосе торжествующий заголовок «We Are In!» — «Мы вошли!», имея в виду обретение Аляскинской территорией статуса штата, после двух веков беспощадного истребления местной фауны сюда начал проникать знаменитый англосаксонский метод «восстановления природы». Суть его в том, чтобы создавать своего рода «музеи под открытым небом». Не спасать отдельные популяции и виды и тем более не изолировать их от людей. Создавать для экосистем не тепличные условия, а такие, в которых человек и природа могут безболезненно сосуществовать. Здорово, приятель!
А что, очень даже ничего…
Этих экзотических красавцев мы, по счастью, видели только издалека, хотя люди показывали нам место, куда они приходят постоянно. Не кадьякский медведь, но все равно — это серьезно…
Да и общеизвестно, что медведи на Аляске — самые большие в мире!
Красавцы!
Аэропорт Анкориджа. Как ни жаль, но пора улетать. На родине заждались.
Самолеты авиакомпании Аляска
Ой, куда мы попали?
Такой вот аэропорт…
Улетать не хочется. От слова совсем…
Скоро регистрация…
Вот и наш ковер-самолет
До новых встреч, сказочный край!
Ты навсегда останешься в наших сердцах!
Татиана Лазаренко,
Александр Кривенко
Продолжение здесь…
Комментарии закрыты.