Начало спасения полагается в обращении человека к Богу. Обращение есть такое действие благодати Божией на душу человека-грешника, по которому он приходит в сознание своего греховного, гибельного состояния и, утверждаясь упованием на милосердие Божие, оставляет порочную жизнь, избирая жизнь, угодную Богу. Следовательно, обращение человека к Богу, совершаясь силою благодати Божией, в то же время требует и от человека собственных его усилий, правильного употребления богодарованных ему сил. Обращение в слове Божием именуется отложением ветхого человека с деяньми его и облечением в нового [1].
История обращения грешника изображена Иисусом Христом в притче о блудном сыне [2]. В этой притче мы усматриваем побуждение к обращению – это голод, наставший после довольства, унижение, которому подвергся несчастный сын на чужой стороне, в доме жестокого господина, воспоминание о том довольстве, которое находится в доме отца и которого не лишены там сами наемники, и вследствие этого решительное намерение возвратиться к отцу. Дальнейшие действия обращения в притче изображаются так: уверенность раскаивающегося сына в милосердии отца, решимость его идти к отцу; осознание своих проступков и погрешностей для того, чтобы обвинить себя в них пред отцом; искреннее и нелицемерное Желание понести достойное наказание от отца противу сделанной вины; прекращение всех порочных привязанностей и связей и удаление от них; укрепление своей воли посредством благочестивых чувствований, размышлений и труда телесного. В той же притче мы видим и действие любви Божией к грешнику; она способствует человеку в побеждении трудностей обращения, утешает его по мере приближения его к Богу, представляя ему бесчисленные опыты милосердия Отца Небесного, водворяет возвратившегося с далекой стороны грешника в дому Божием – в Святой Церкви, возвращает ему безрассудно истраченные им дары благодати и духовно насыщает его.
Таким образом, по изображению притчи, благодать есть главная – первая – причина обращения человека-грешника к Богу, а собственное желание человека перемены и подвиг есть вторая причина оного. Частные же действия обращения суть: а) побуждение к обращению, сознание греховности под влиянием возбуждений; б) раскаяние вследствие греховности; в) самообличение пред Богом, уверенность в Его милосердии и желание помилования и, наконец, г) принятие обращающегося грешника и само помилование его.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года.Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Рим. 8, 4; Еф. 2, 10; 4, 22-24; Кол. 3, 5.
[2] См.: Лк. 15, 11-32
Комментарии закрыты.