23 мая 1836 года в семье Александра Сергеевича Пушкина родилась младшая дочь Наталья — Наталья Пушкина. По воспоминаниям современников, блистательную красоту и умение держаться в свете она унаследовала от матери, а активный характер и талант покорять сердца – от отца. Ее называли «лучезарной» и «прекрасной дочерью прекрасной матери». Уже, будучи подростком, она кружила головы мужчинам, что доставляло матери немало волнений…
Судьба младшей дочери Пушкина очень причудлива – она носила титул графини Меренберг (23 мая 1836, Петербург — 10 марта 1913, Майнц) и была морганатической супругой принца Николая-Вильгельма Нассауского.
«Прекрасная дочь прекрасной матери»
Наташе было 8 месяцев, когда Александр Пушкин был тяжело ранен на дуэли.. Ее сразу же увезли в имение Полотняный Завод в Калужскую губернию, где девочку воспитывали мама и няни. “Бесенок Таша” – домашнее прозвище живой и веселой девочки, с которой порой не управлялись несколько взрослых.После смерти поэта ее мать — Наталья Николаевна — оказались в тяжелой ситуации, ей пришлось в одиночку разбираться с многочисленными кредиторами. Исправить непростое материальное положение семьи помог император, который велел оплатить долги Пушкина, назначить пенсию вдове и дочерям до выхода замуж, а сыновей записать в пажи.
Несколько лет Наталья Николаевна носила траур, пока в 1844 году не приняла предложение руки и сердца от друга ее брата – генерала Ланского. Историки приводят курьезный случай, произошедший на церемонии бракосочетания. В тот день отличился 17-летний Николай Орлов, сын графа, который вошел в историю как главный начальник Третьего отделения и шеф жандармов.
Любопытный юноша залез на колокольню церкви, в которой проходило венчание, но случайно задел большой колокол, который своим звуком обнаружил присутствие постороннего. Якобы в тот день незваный гость и обратил внимание на младшую дочь Наталью Пушкину. То, что молодого человека могла заинтересовать 8-летняя девочка, вызывает сомнения, но со временем юный Орлов стал частым гостем в доме Ланских.Наталья Александровна была удивительно хороша собой, в ней слились черты красавицы-матери и сгладились характерные черты отца, на которого она все равно была похожа. Наталья Александровна получила домашнее образование, но хорошо владела и немецким, и французским, и – что удивительнее для того времени – русским языком. Затем был пансион, и которого она выпустилась в 16 лет. Ее начали вывозить в свет – и тут произошел конфуз. Наташа смертельно влюбилась в графа Николая Орлова – сына всесильного шефа жандармов, главы III отделения, А.Ф. Орлова (преемника Бенкендорфа). Как бы сейчас выразились – мажористый молодой человек считал дочь поэта, да еще убитого на дуэли, себе не ровней.Повторив судьбу героини отца, Татьяны Лариной, будучи отвергнутой любимым человеком, Наталья Александровна решается на отчаянный шаг: она принимает предложение сына Л.В. Дубельта (как-то ей везло на чиновников этого ведомства… Думаю, Пушкин бы этого брака не допустил, да поэта давно не было в живых.Впрочем, против этого брака восстали Наталья Николаевна и генерал Ланской. Буквально умоляя дочку не выходить замуж за человека со скверной репутацией картежника и пьяницы, они оттягивали свадьбу сколько могли. Через год невоздержанная в чувствах Наташа заявила, что отчим и мать мешают ее счастью и стала назло всем мадам Дубельт.Все самые худшие опасения насчет этого брака оправдались мгновенно: 28 тысяч приданого были растрачены Дубельтом почти сразу после свадьбы. Он бешено ревновал красивую жену, поговаривали, что и бил ее. Ни единым жестом Наталья Александровна не обнаруживала своей семейной катастрофы – она родила Дубельту трех детей, невесть как содержала модный дом, давала балы – и блистала на них.
Наталье Николаевне все было ясно – ее дочка обмануть не могла. По некоторым воспоминаниям, она страшно переживала и даже раньше постарела от горя. В 1862 году Наталья Александровна не выдержала – супруги разъехались. Дубельт долго не давал развода, преследовал жену и детей везде, где мог – даже добрался в Чехию, куда в отчаянии отправилась Наталья Александровна. В имении сестры матери Александрины Наталья Александровна и пыталась спрятаться. Но Дубельт явился туда и учинил такой скандал, что если бы не вмешался супруг Александры Николаевны, бравый Густав Фризенгоф, неизвестно, чем бы закончилось дело.
С годами их общение переросло в страстную любовь. Сын шефа жандармов даже хотел жениться на дочери поэта, но его влиятельный отец был против этого союза. Сердце девушки было разбито. То ли желая забыть о несчастной любви, то ли действительно не на шутку увлекшись другим мужчиной, вскоре 17-летняя Наталья Пушкина согласилась стать женой Михаила Дубельта.
Ее близкие были очень взволнованы этим порывом.
Дубельт имел дурную репутацию карточного игрока и вспыльчивого человека, но его пылкость и страстные признания затуманили разум молодой девушки. Несмотря на то, что мать всячески пыталась отговорить ее от опрометчивого шага, Наталья кинулась в этот омут с головой. В феврале 1853 года они поженились.
Бегство от зверя
Наталья Пушкина-Дубельт имела в свете славу одной из самых ярких красавиц. Как-то, заметив ее на балу, сын писателя Михаила Загоскина был поражен ее чарами.
«В жизнь мою не видел я женщины более красивой, — писал он. — Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшего африканский тип лица её отца, она могла называться совершенной красавицей, и, если прибавить к этому ум и любезность, то можно легко представить, как она была окружена на балах, и как у неё увивалась вся щегольская молодежь, а старички не спускали с неё глаз».
Такое повышенное внимание очень злило Михаила Дубельта, который, по воспоминаниям современников, даже позволял себе поднимать руку на жену. Якобы слухи о его бесчинствах достигли ушей самого императора Александра II, который отправил ревнивца в отставку.
В 1862 году Наталья Пушкина с детьми буквально сбежала от мужа-садиста, который к тому моменту промотал всё состояние и даже приданое супруги — 28 тысяч серебром. Она отправилась в Венгрию к своей тетке баронессе Фогель фон Фризенгоф (до брака — Александре Гончаровой). Но и там ей было не скрыться от супруга. Дубельт явился в поместье Фризенгофов, где попытался силой вернуть Наталью в Петербург.
«Тяжело даже вспомнить о происшедших сценах, пока по настоянию барона Фризенгофа Дубельт не уехал из его имения, предоставив жене временный покой. Положение её являлось безысходным, будущее беспросветным», — так описывала грандиозный скандал в доме барона Александра Арапова, ее сводная сестра.
Несмотря на помощь влиятельных знакомых, разойтись с Дубельтом Наталье быстро не удалось. В 1864 году она получила свидетельство на право проживания отдельно от мужа, и лишь в 1868 году – официальный развод.
Замуж за принца
Стоит отметить, что в тот момент Наталья не была одинока. Еще до бегства из Петербурга на одном из светских раутов она познакомилась с принцем Нассауским — Николаем Вильгельмом. Родной брат королевы Швеции был поражен красотой и умом замужней дамы. Несмотря на ее социальный статус, он стал за ней ухаживать и оказывать знаки внимания, которые имели успех.
Развод был получен только в 1868 году, когда Наталья Александровна уже устроила свою личную жизнь.
C принцем Николаем Вильгельмом Нассауским она была знакома давно, с 1856 года. Он часто приезжал в Россию и они виделись в свете. В итоге почти за год до окончания бракоразводного процесса, в 1867 году, состоялась их церемония бракосочетания. Наталья Пушкина и Николай Вильгельм Нассауский обвенчались в одной из лондонских церквей. Официальной и признанной супругой Наталья Александровна стать принцу не могла – слишком не равны они были. Но то, что испугало сына графа Орлова, не испугало немецкого аристократа. Стараниями его родни, видевшей, насколько Николай счастлив с Натальей Александровной, ей присвоили титул графини Меренберг (по названию одной из крепостей, находящихся в имении семьи принца).
Это был редкостно счастливый брак, полный любви и взаимного уважения. Общество простило им и неравный брак, и любовь – принца с супругой принимали везде. Натальей Александровной восхищались. В дневниках писали, что она дивна хороша собой, но проста и приветлива. Сравнивали со звездой, царицей и богиней.
По воспоминаниям историков, второй брак принес спокойствие и стабильность в жизнь Натальи. Чета редко приезжала в Россию, предпочитая проводить время в Висбадене.
В одном из писем Федору Достоевскому Анна Ф писала: «Так странно видеть детище нашего полубога замужем за немцем. Она до сих пор красива… очень обходительна, а муж немец — добряк, чрезвычайно добродушный господин…»
Стоит отметить, что во втором браке у Натальи родились трое детей, двое из которых связали себя узами брака с представителями царской династии.
В 1905 году ушел из жизни Николай Вильгельм. Графиня фон Меренберг пережила супруга на несколько лет. По легенде, поскольку их не могли похоронить рядом, она завещала развеять свой прах над его могилой супруга, что и было сделано в 1913 году.
Интересны переплетения судеб детей Натальи Александровны.
Дети от 1-го брака:
1. Наталья Михайловна Дубельт-Бессель (1854—1925). Муж — Арнольд Герман Иозеф Иоганн Непомук Франц Ксавер Леопольд фон Бессель (1827—1887).
2. Леонтий Михайлович Дубельт (1855—1894), капитан второго ранга.
3. Анна Михайловна Дубельт-Кондырева (1861—1919). Муж — Александр Павлович Кондырев (1855—1900), титулярный советник.
Дети от 2-го брака:
1. Софья Николаевна Меренберг (1868—1927), графиня де Торби. Получила титул графини де Торби от Великого герцога Люксембург в 1867 году. Муж — (морганатический брак, 1891) князь Михаил Михайлович Романов, внук царя Николая Первого (1861—1929) – зная историю Пушкина и императора Николая Первого, можно только подивиться этой иронии судьбы…
2. Александра Николаевна фон Меренберг(1869—1950, Буэнос-Айрес). Муж — аргентинец Максимо де Эли.
3. Георг-Николай фон Меренберг (1871—1948). Жена — Ольга Александровна Юрьевская (1873—1925), дочь Александра II (и здесь та же история, родство внуков поэта с императорской династией Романовых).
И кстати, пра-пра-правнучка Александра Сергеевича, герцогиня Вестминстерская Натали, внучка той самой графини де Торби – крестная мать нынешнего принца Уэльского, Уильяма, внука царствующей королевы Елизаветы Второй.
#Художник Макаров Иван Кузьмич(1822 -1897),
портрет Н.А. Пушкиной
В живопись Иван Кузьмич Макаров пришел по складывающейся семейной традиции. Его отец окончил когда-то знаменитую Арзамасскую школу Ступина и работал учителем рисования в те времена в уездном городе Саранске Пензенской губернии. Затем он организовал собственную рисовальную школу сначала в Саранске, а затем в самой Пензе. Именно под руководством своего отца юный И. Макаров добился первых успехов в изобразительном деле.
В 1845 году он поступает в Академию художеств, где занимается под руководством известного педагога А.Т. Маркова.
В 1853 году на средства Общества поощрения художеств и с помощью великой княгини Марии Николаевны И. Макаров едет за границу, где основное время проводит в Риме.
Художник пишет много исполненных достоинств портретов, среди которых особенно выделяются своей грациозностью женские и детские. За серию работ этого жанра по возвращении в Петербург (1855) И.К. Макаров получает звание академика. Среди его работ, выполненных по частным заказам, много икон и церковных образов. Именно поэтому его учитель по Академии А.Т. Марков пригласил художника участвовать в росписях московского храма Христа Спасителя.
В 1885 году большой отклик в художественных и церковных кругах вызвал написанный И.К. Макаровым Нерукотворный образ Спасителя. Иконотворчество, требующее особого настроя и сосредоточенности, видимо, сказалось и на взглядах художника на известность и публичную деятельность художника: в последние десятилетия своей жизни он практически нигде не выставлялся и не принимал участия в ежегодных академических выставках.
Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти Ивана Макарова, вообще отличаются приятным колоритом и щёгольским приёмом письма, но не строги в отношении рисунка; они особенно удавались ему, когда дело шло об изображении молодых дам и детей.
Кроме портретов, Иван Кузьмич Макаров написал немало икон для церквей и других религиозных картин, из которых можно указать на «Нерукотворенный образ Спасителя» (1855) и «Христа, благословляющего Царское Семейство» (в Александровском дворце, в Царском Селе).
Умер 9 апреля 1897 года в Санкт-Петербурге.
Комментарии закрыты.