Всех Вселенских Соборов в Православной Церкви было семь, и все они вызваны были разными ересями, ибо, по словам апостола Павла, подобало и ересям быть, дабы явились искуснейшие в вере [1] и выяснили христианское учение до малейших подробностей, для веков грядущих. Первой явилась ересь Ария, хульно отвергавшего Божество Христово,— ересь разрушительная и уничтожавшая самое спасение наше, по вере во Христа; ибо если Христос не Бог, то и спасения совершить не мог… Ересь сия сильно было распространилась: увлекала многих, даже царей и епископов, которые поддерживали ее, и в течение ста лет она волновала всю Церковь христианскую. Против этой ереси император Константин Великий вынужден был собрать Первый Вселенский Собор из трехсот восемнадцати святых отцов, в 325 году в Никее. На этом Соборе, для попрания ереси, всеми святыми отцами, бывшими на нем, единодушно изложен наш «Символ веры», до восьмого члена. Едва начал ослабевать раскол, произведенный ересью Ария, как новый еретик — Македоний восстал против Божества Духа Святаго и предан был анафеме на Втором Вселенском Соборе ста пятьюдесятью святыми отцами в Константинополе, дополнившими в «Символе веры» учение о Святом Духе, в 381 году. Затем еще явился и еретик Несторий, неправо мысливший о воплощении Богочеловека и осужденный двумястами епископами на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе в 431 году. Вскоре, думая опровергнуть учение Несториево, Евтихий впал в новую ересь, смешав оба естества во Христе до такой степени, что полагал страждущим на кресте само Божество Его, и осужден был в 451 году на Четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне шестьюстами тридцатью святыми отцами. Сто лет спустя Иустиниан Великий созвал сто шестьдесят пять святителей на Пятый Вселенский Собор в Константинополе для дополнения Халкидонского и прочих. Шестой Вселенский Собор, бывший в Константинополе в 680 году для осуждения монофелитов, которые признавали одну только волю во Христе. Двести сорок епископов изложили на оном большую часть правил церковных и снова утвердили все правила прежде бывших пяти Вселенских, девяти Поместных Соборов и восемьдесят пять правил апостольских, доселе действующих как церковное законодательство, которого Церковь не может нарушить, не поколебавшись в своих основаниях. Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее против иконоборцев и состоял из трехсот шестидесяти семи епископов, на нем утверждено должное иконопочитание.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ср.: 1 Кор. 11, 19
Комментарии закрыты.