- 14.05.2017
- 0 комментариев
- Рубрика: История
Знаменательный юбилей
14 мая в 120 раз отметил свой главный престольный праздник храм Украинской Православной Церкви, освященный в честь священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси.
Храм этот находится в столичном микрорайоне Татарка, на горе Юрковица. Это единственный в Киеве деревянный храм, сохранившийся с досоветских времен.Феодосий (Снегирев), епископ Боярский, по правую руку от него — Преосвященнейший Николай (Почтовый), епископ Васильковский, по левую — Преосвященнейший Тихон (Софийчук), епископ Гостомельский.
О его славной истории, о сегодняшней жизни прихода и о священномученике Макарии известно следующее.
Храм в честь священномученика Макария и школу при нем решили построить накануне выдающейся даты -400-летия со дня мученической кончины святого.
Чем прославился священномученик Макарий
Священномученик Макарий был избран митрополитом Киевским и всея Руси в 1495 г. и возглавлял кафедру менее трех лет. До этого он был архимандритом Троицкого монастыря в Вильне (теперь – Вильнюс) и митрополичьим наместником над всеми православными монастырями и церквями Литовского княжества. В те времена все киевские митрополиты жили не в Киеве – город был полуразрушени ехать туда считалось опасным из-за нападений татар. После избрания митрополитом Макарий, по примеру своих предшественников, некоторое время жил в Вильне. Там он боролся против латинян, которые оказывали давление на Православную Церковь и переманивали православных христиан в католичество, а также строго следил за нравственностью духовенства и порядком внутри Церкви.
В 1497 г. архипастырь решил поехать в Киев, чтобы возродить древнюю кафедру киевских митрополитов. Он собрал средства на восстановление Софийского собора, который повредили и разграбили татары. На уговоры отказаться от поездки владыка отвечал: «Митрополит Киевский должна быть в Киеве». 1 мая (14 мая по новому стилю) по пути в Киев митрополит остановился в селе Скрыголов неподалеку от города Мозырь (на территории современной Беларуси), чтобы отслужить в местной церкви воскресную Литургию. Во время службы стало известно, что приближаются татары. Владыка вышел на амвон и сказал: «Спасайтесь, дети мои, а мне нельзя. Я отдаю себя в руки Господа». Крестьяне спрятались в лесу, а сам митрополит Макарий остался в церкви и продолжил служить. Ворвавшись в храм, татары убили его прямо перед Престолом в алтаре, отрубив голову и правую руку, в которой священномученик держал Святую Чашу. Свиту митрополита частично убили, частично забрали в плен. Через несколько месяцев во время сенокоса крестьяне нашли среди трав нетленное тело священномученика Макария. Вскоре вместе с монахами Киево-Печерской лавры они доставили мощи в Киев, в Софийский собор. У раки святого митрополита Макария произошло много чудес. В 1547 г. он был канонизирован. В 30-х гг.прошлого века мощи перенесли во Владимирский собор, где они и находятся до сих пор.
ческой истории и тех выдающихся людях, которые радели о ее строительстве и процветании, нам поведал настоятель храма, благочинный первого Шевченковского благочиния Киева протоиерей Владислав Софийчук. На фото он запечатлен вместе со своим предшественником, протоиереем Анатолием Затовским, на протяжении ряда лет, с 1986 по 2006 год самоотверженно трудившимся во благо Церкви.
Было время, когда практически все храмы в стольном граде возводились из дерева, ибо использовать камень в строительстве было достаточно дорого. Однако по прошествии веков в Киеве сохранился лишь один старинный деревянный храм, 120 лет назад (30 ноября 1897 года) был освящен в честь священномученика Макария, Митрополита Киевского и всея Руси.
Инициатором сооружения святыни выступило «Общество по распространению духовного образования», которое давно собиралось поставить церковь на Юрковице..Сбор средства на храм организовал блаженный Филипп Босый, могила которого находится при входе в Макариевский храм. Значительную суму на строительство храма пожертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. существенную лепту внесла также помещица Екатерина Чоколова, имя которой увековечено в названии Чоколовки — одного из крупных районов Киева. Существенную помощь в строительстве оказал известный промышленник и меценат Никола Терещенко, благодарную память о котором нород хранит до сих пор. Выдающуюся роль в строительстве храма и школы и в их дальнейшем развитии сыграл священник Константин Терлецкий, настоятель Феодоровской церкви, которую ранее называли Лукьяновской.
16 мая 1896 года причт Федоровской церкви (на Лукьяновке) провел крестный ход к месту строительства, на которое городской бюджет выделил значительные средства, впрочем, все-таки недостаточные. Недостающие средства(3500 рублей)собрало общество общество.
4 мая 1897 года на улице Старая Поляна рабочие заложили кирпичный фундамент, на котором менее чем через полгода уже возвышался Макариевский храм, сооруженный по проекту Евгения Ермакова (архитектора Киево-Печерской лавры, Покровской, Благовещенской церквей, Пантелеймоновского собора и др.). Вследствие ощутимого недостатка средств материалом для строительства послужили перенесенные с Байкового кладбища деревянные части разобранной церкви во имя святителя Димитрия Ростовского, на месте которой на Байковом кладбище построили новую каменную церковь.
Освятили Макариевский храм в праздник св. апостола Андрея Первозванного. Школа вначале размещалась в здании храма, но спустя два года построили отдельное школьное помещение с квартирой для священника. В 1902 г. при церкви было основано приходское братство, которое организовало там дневной детский приют и библиотеку.
О.Михаил Едлинский с воспитанниками приюта
В 1902 году при ней было основано приходское братство, которое организовало там дневной детский приют и библиотеку-читальный зал, а 14 сентября 1914-го в храм перенесли новую святыню — копию чудотворной иконы Успения Богородицы с лаврского Успенского собора. Однако в 20-х годах жизнь в Макариевской церкви остановилась. Правда, в отличие от многих других храмов, разрушительная большевистская рука не дошла до ее строения — при немцах, в 1942-м, богослужения возобновились.
Однако в 20-х годах власти забрали у церкви здания школы и приюта, превратив их в жилой дом и тубдиспансер. А в 1931 г. закрыли и храм. Купола и кресты сняли, уничтожили иконостас, разрушили колокольню, а в здании церкви устроили шорную мастерскую. В 1937 г. был арестован настоятель – о. Никодим Яновский. Во время войны, в 1942 г., была зарегистрирована церковная община, которая начала восстанавливать храм. В 1945 г. настоятелем Макариевской церкви стал о. Георгий Едлинский,
сын священника – протоиерея Михаила Едлинского, убитого большевиками и в 1937 г. прославленного Церковью в лике святых новомучеников.
С его приходом началось настоящее возрождение храма. Отец Георгий был сыном известного киевского свя Они приходили к известному духовнику – настоятелю храма протоиерею Георгию Едлинскому (настоятель с 1945 г. по 1986 г.), который прослужил в этом храме более сорока лет. Св. Иоанн Кронштадский говорил приезжавшим к нему киевлянам: «Зачем преодолели такой путь из Киева? У вас же там есть добрый наставник — отец Михаил. К нему езжайте». В советские времена в Макариевской церкви, что было редкостью для других храмов столицы, всегда было много интелегенции. Это было сугубой заслугой отца Георгия.
Награждение старейшего труженика Макаровской церкви Леонида Яскевича. На снимке — епископы Боярский Феодосий(Снегирев)и Гостомельский Тихон (Софийчук), настоятель храма о. Владислав Софийчук проводят награждение.
Особого внимания заслуживают иконы Макариевского храма, большинство которых было написано по просьбе о. Георгия известным художником Иваном Ижакевичем и его учениками в 1947-1948 гг. Кроме своего традиционного значения, многие образа представляют собой еще и памятники истории Церкви в Киеве в богоборческое время. Прежде всего, мастер написал храмовую икону священномученика Макария с частицей мощей святого. В его лике, а еще в большей степени – на иконе преподобного Феодора Освященного угадываются черты новомученика Михаила Киевского (Едлинского). Образ прп. Феодора был написан в память о соседнем Лукьяновском храме, разрушенном большевиками в 1936 г. На северных и южных вратах иконостаса Макариевского храма, где, по традиции, обычно изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, находятся иконы князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Они напоминают о церкви в честь этих святых, которая долгие годы стояла в Киеве на Подоле и была разрушена в 1935 г. В этом храме 40 лет служил настоятелем протоиерей Михаил Едлинский. Также в Макариевской церкви сохранились иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских, которые в свое время спасла из уничтоженного Борисо-Глебского храма жена о. Георгия Анна. Образа Николы Доброго и св. великомученицы Варвары написаны в память о еще двух храмах: Никольском и Варваринском, который располагался в его колокольне. Эти церкви стояли на Подоле до 1936 г., и подвизались там священники Александр Глаголев и Михаил Едлинский.
Священномученик Александр Глаголев
После закрытия этих храмов их перевели в Набережно-Никольскую церковь, которая стала последним местом их служения. В августе 1937 г. о. Александр и о. Михаил были арестованы и в ноябре этого же года приняли мученическую кончину в Лукъяновской тюрьме. Об этих событиях напоминает икона Николы «Мокрого», которая находится в киоте в Макарьевском храме. Отец Георгий, если у кого-то были неприятности, связанные с судом или заключением, всегда совершал молебен именно перед этой иконой, и помощь приходила. В 1948 г. о. Георгий попросил написать иконы Покрова Пресвятой Богородицы и св. великомученика Иоанна воина – в память о храмах на Подоле, которые пострадали от рук безбожной власти, и которые, вместе с храмом св. Варвары, с огромными трудностями восстановил о. Алексей Глаголев – сын новомученика о. Александра. Протоиерей Георгий Едлинский особенно усердно молился пред иконой св. Иоанна о воинах, ушедших на войну и без вести пропавших. В 1926 г. о. Михаил Едлинский с сыном и дочерью и о. Александр Глаголев посетили Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь. В знак глубокого уважения к известным светильникам веры Христовой дивеевские монахини подарили о. Михаилу поручи преподобного Серафима Саровского и другие святыни, а о. Александру – большой образ святого Серафима, молящегося в глуши соснового бора. Во время войны эту икону вывезли из Киева и сейчас она находится в Ново-Дивеевском монастыре недалеко от Нью-Йорка. А Иван Ижакевич по просьбе о. Георгия написал для Макариевского храма список с ее копии. Поручи же прп. Серафима Саровского о. Михаил передал сыну, и они до сих пор хранятся в Макариевской церкви. В южной части иконостаса находится образ жен-мироносиц. Это тоже память – об отважных православных женщинах, и прежде всего – о сестричестве при церкви св. Марии Магдалины, которая располагалась на Никольско-Ботанической улице. В тяжелые для Церкви годы эти женщины осуществляли суточный круг богослужений в храмах, лишенных священнослужителей, посещали заключенных и ссыльных, отстаивали церкви, спасали святыни, облачения, церковные книги. Кроме названных икон, Иван Ижакевич создал и подарил Макариевскому храму уникальный образ Божией Матери «Нечаянная Радость». Конечно, есть в храме и икона священномученика Михаила Киевского, написанная художником Александром Вадовым. Долгие десятилетия на стене в церкви висела большая темная икона, но кто на ней изображен, понять было невозможно. После 1980 г. лик стал проявляться, и о. Георгий определил, что это Николай Угодник. В дни святителя Николая он обязательно читал перед этим образом часть акафиста святому. Сейчас лик на иконе ясен и уже нет сомнения, что это образ Николая Чудотворца. В 1991 г., когда настоятель храма о. Анатолий Затовский восстановил купола и стал их золотить, он решил позолотить также раму киота этого образа и установить золотые лучи на нимбе вокруг лика святителя.
Протоиерей Анатолий Затовский
Продолжая традиции о. Георгия, протоиерей Анатолий, и по сей день служит в Макариевском храме, много сделал для устроения духовной жизни общины. В частности, он продолжил традицию увековечивания памяти храмов и подвижников Церкви. В числе икон, написанных стараниями о. Анатолия – икона новомучеников черкасских, среди которых прославлены и его родственники. В 1952 г. по проекту архитектора А. Мурашко был создан и освящен новый резной дубовый иконостас, а также новые киоты для икон, клиросы и свечной ящик. В советские времена в Макариевской церкви собиралось много интеллигенции – ученые, педагоги, врачи, музыканты – что было редкостью для других храмов столицы. Они приходили к о. Георгию – не только известному духовнику, но и образованнейшему человеку, который прослужил этом храме более сорока лет. Еще в далекие 50-е годы прошлого века, видя, какое огромное количество женщин приходило каяться в грехе детоубийства, о. Георгий взял на себя труд сугубо молиться о них, а также о мужчинах, которые заставляли своих жен сделать аборт или не препятствовали им в этом. С тех пор такая молитва стала традиционной в Макариевском храме.
Священники накопили большой опыт духовной помощи совершившим грех аборта. Поэтому в церковь на киевской Татарке едут со всей Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Под эгидой благотворительной организации «Диакония», действующей при храме и реализующей различные социальные проекты, в 2003 г. сформировалась общественная инициатива «За жизнь», позже получившая название «Спаси и сохрани». Это движение за сохранение семьи и спасение жизни не рожденных детей, которое на сегодня объединяет единомышленников из разных городов Украины и воплощает целый ряд проектов, цель которых – предотвратить как можно больше детоубийств (сайт движения spasi.in.ua)
Одна прихожанка нашего храма, которая совершила когда-то грех аборта, как-то увидела композицию особой иконы Богородицы. По моему предложению она нашла художника-иконописца, и он согласился без денег написать этот образ – в благодарность Господу и Божией Матери за то, что удержали его маму от аборта, который она хотела сделать, когда носила его во чреве. В результате по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира была написана икона Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». С этой иконой был совершен уникальный Крестный ход против абортов, участники которого в течение года прошли пешком от Луганской области через Киев до Закарпатья, а потом машиной добрались в Крым, и оттуда – до Чернобыля. С 1989 г. при храме начала работать одна из первых в Киеве воскресная школа, в которой учатся взрослые и дети всех возрастов. Священники и педагоги преподают детям Закон Божий, историю Церкви, проводят нравственные беседы; ученики осваивают искусство вышивания икон и раскрашивания пасхальных яиц, Петриковскую роспись, а также авиамоделирование и спортивные игры. Старшая детская группа вместе с взрослыми часто организует экскурсии по святым местам Киева и окрестностей, совершает паломнические поездки по Украине и соседним странам. Во время Рождественских и Пасхальных праздников юные прихожане дают концерты в больницах и в детских домах. Развивая традиции церкви, которая, собственно, была задумана и построена как храм-школа, мы в 1999 г. основали Всеукраинское православное педагогическое общество. За годы своей деятельности оно провело огромную работу по координации и объединению православных педагогов Украины. Под эгидой общества в том же 1999 г. по благословению Блаженнейшего Владимира начали работу Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (bogoslovie.kiev.ua). Вначале они были двухгодичными, на сегодняшний день учеба длится до пяти лет. Есть вечерняя, заочная, дистанционная и корреспондентская формы обучения. Кроме святынь, о которых было сказано выше, в Макариевской церкви находятся частицы мощей священомученика Киприана, св. мученика Трифона и икона с частицей мощей св. великомученика Георгия Победоносца. В храме освящен придел в честь этого святого, поэтому 6 мая храм отмечает еще один престольный праздник. Церковь живет насыщенной богослужебной жизнью. По пятницам и субботам в 17.00 совершается вечерня; в субботу в 8.00, в воскресенье в 6.30 и 9.00 — Литургия; в воскресенье в 16.00, а в среду и четверг в 17.00 служится вечерня с акафистом.
Комментарии закрыты.