В Великую среду Церковь вспоминает два евангельских события – предание Иудой Господа и помазание ног Спасителя миром.
В Евангелии от Матфея читаем:
«Во время, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: „К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим“. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: „Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала“.
Как видим, Сам Господь не только отпускает грехи женщине, но и объясняет ученикам, что она подготовила таким образом Его тело к погребению, а также, что ее поступок будет известен всюду, где будет проповедано Евангелие. Именно поэтому Церковь воспевает эту безвестную женщину. Католическая традиция нередко отождествляет ее с Марией Магдалиной.
Другое Евангельское событие исполнено глубочайшего трагизма: один из аростолов предает своего Учителя.
»Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его"(Мф.26:6-16).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Иуда протянул руки к беззаконным, та искала оставления грехов, а этот взял серебряники. Грешница принесла миро для помазания Господа, ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное, этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его».
Итак, бескорыстию грешной женщины, возлившей миро на главу Спасителю, противопоставлено сребролюбие апостола Иуды, который продает Христа первосвященникам. Блудница, увидавшая Божественный лик Спасителя, упав к Его ногам, почувствовав отвращение к себе, плакала над своей изуродованной грехами душой. Что-то изменилось в ее душе, наступил некий перелом, в ней пробудилось новое, чистое, неведанное ей доселе чувство. Она плакала молча, ничего не говоря, не прося, но именно за эту великую способность любить до слез, за ее чуткость и внимание, Господь дарует ей прощение грехов, за то, что она возлюбила много. И несмотря на недовольство фарисеев, утверждавших, что Христос не ведает, какая грешница прикасается к Нему, Господь, отпуская ей грехи, говорит ученикам, что она подготовила Его тело к погребению и об этом поступке будет сказано повсюду, где будет проповедано Евангелие: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала». Несчастная блудница, которая не сотворила ни одного из дел, которыми прославляются люди праведные, прославляется на весь мир лишь за великую любовь к Спасителю и истинно покаянные слезы.
Имеем ли мы такую любовь в нашем сердцем? Имеем ли мы право на осуждение или презрение несчастных, у которых иногда больше любви при всей их нечистоте. Стараясь всегда уязвить словом, оклеветать ближнего, накричать – что получим мы от Господа? «Милости хочу, а не жертвы», — говорил Спаситель. И эти слова нам надо запомнить, потому что любовь – это исполнение Закона Божия.
А что же Иуда? Он был апостолом Христа, ходил вместе со всеми апостолами, слушал проповеди Христа, возможно даже творил чудеса именем Господним. Что же произошло?
«Очевидно, что в глубине души у него было то, что не было видно снаружи. Обычно главные страсти настолько прикрыты благообразием от нашего сознания, врагом рода человеческого – диаволом, что Иуда даже не видел всего своего внутреннего мира. Но только представился определенный случай, враг поднимает страсти из глубины души, затуманивает ум и сознание. Человек вначале совершает преступление, затем впадает в отчаяние, и конец наступает всегда весьма печальный. Предательство – это всегда страшно. Но имел ли возможность Иуда для спасения? Да, если бы покаялся и открыл свою душу», — отметил в своей проповеди настоятель Киево-Печерской лавры Митрополит Павел.
Если провести некую аналогию, то – Иуда предал Христа, а Петр отрекся от Христа. Оба были апостолами, и у каждого была возможность спасения либо гибели. Но у Петра, несмотря на страх, осталась любовь и уверенность, что Спаситель, видя его сердце и искреннее раскаяние, простит.
«И мы видим плачущую блудницу, которая только слезами заслужила прощение всех грехов. Господь видит все наши немощи и пагубные страсти. Он видит все наши помыслы, видит, что мы грешим, но Он ждет нас ежеминутно с покаянием, со слезами и просьбой о прощении. Верим Господу подобно апостолу Петру и блуднице, верим, что по Своей великой любви и состраданию к нам грешным Он простит нас. И видя сокрушенное сердце, Он поможет нам преодолеть все наши невзгоды и принести достойное покаяние, потому что Бог пришел не судить мир, а спасти мир», — подчеркнул далее митрополит Павел.
Комментарии закрыты.