Христианин и нехристианин на вид будто одинаковы, но внутренний их не характер только, но как бы и состав – неодинаковы, вся слава христианина внутри. Объясним это примерами. Медь одна издает звук глухой, а в соединении с серебром звучит чище и звонче, хотя на вид разности и незаметно в той и другой. Медь одна – это естество наше; медь в соединении с серебром – это то же естество, облагодатствованное в крещении.
Возьмите яблоко с дикой яблони и яблоко садовое. На вид они, может быть, совершенно похожи, а внутреннее достоинство того и другого совсем не то. До крещения человек то же, что разбитое зеркало: следы прежней красоты остаются на всех силах его, только силы сии у него разрознились и распались. Когда же восстанавливается внутренний мир жизни духовной, тогда это бывает то же, что зеркало целое, которое ясно отражает все черты и части лица смотрящегося. До крещения человек то же, что расслабленный в членах своих: ни встать, ни двинуться не может. По крещении он то же, что расслабленный – исцеленный, о котором говорит Евангелие, что он ходил, скача и радуяся [1]. Вот и еще один образ: зрительные трубки имеют три состава. Когда вдвинуты сии составы один в другой – трубки не показывают вещей как следует; а когда они раздвинуты по соразмерности – все тогда видно в них хорошо. Трубка есть образ нашей трехсоставности – из духа, души и тела. В падении дух подчинился душе, а душа и дух – телу и чрез то стали дурно видеть свои отношения, дурно держать себя в них. В получившем новое благодатное рождение дух возводится в свое право – держит душу в своем чине, а чрез нее и тело. Человек тогда получает предопределенный строй частей естества, ясно сознает свое отношение к небу и земле и достойно себя держит в сих отношениях. Такое возустроение может ли утаиться от очей ума и совести? [2] Да, не может. Но многие ли об этом думают? Увы, немногие, а оттого и живем-то по-христиански ли? Кто понимает силу таинства крещения? Кто поясняет ее детям?!
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – М., 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Мк. 2, 3-12; Мф. 9, 2-8; Лк. 5, 18-26. [2] Возустроити (церковнослав.) – здесь: новое устроение
Комментарии закрыты.