Почему это Святая Церковь заповедует нам пред Рождеством Христовым не самый строгий пост? Потому, чтобы предоставить нам более свободы самим сделать его более или менее строгим, сколько потребует состояние нашего духа. Надобно посредством поста достигать того, чтобы душа наша, восприяв владычество над плотью, не связуемая ее похотьми и страстьми, начала и продолжала сродную себе жизнь и деятельность; чтобы каждая способность и сила души действовала так, как требует владычествующая над всеми воля Божия; чтобы зеркало совести, не затемняемое дыханием страстей, сделалось чище и отражало в себе яснее и закон Божий, и наши беззакония, показывало нам и малые пятна, небольшие по видимому уклонения с царского пути закона Божия; чтобы воля наша приобрела силу стоять твердо и непоколебимо на камени заповедей Господних, не взирая ни на какие приражения и собственных страстей, и внешних соблазнов; чтобы воображение, не занятое образами плотских удовольствий и утех, живописало предметы священные: земную страдальческую жизнь Господа Иисуса Христа, Его крест и гроб, Его второе пришествие и Страшный суд последний, вечное блаженство праведных, нескончаемые муки грешников; чтобы память вернее сохраняла то, что нужно для совершенства нашего, и не скрывала в забвении ни многократных грехопадений, ни пренебреженных уроков Промысла Божия, ни опущенных случаев к исправлению, ни неисполненных в свое время обетов и добрых намерений; чтобы разум яснее познавал волю Божию, правильнее судил о предметах духовных, громче говорил нам о нужде примирения с правосудием Божиим и приготовления себя к вечности; чтобы в сердце не угасала та священная теплота, от которой возгорается огнь святых чувствований и желаний и текут очистительные слезы умиления и покаяния. Само собой разумеется, что полное и совершенное очищение нас от всякой скверны плоти и духа может совершиться только при помощи исповеди и покаяния – неразлучных спутников воздержания и поста. Сего-то очищения, освящения и обновления желает нам Святая Церковь, заповедавши пост как лучшее средство приготовиться достойно во сретение грядущему с небес Господу Иисусу. И блажен, кто воспользуется как должно этим средством. Истинная, святая, всесовершенная радость о Господе преисполнит его душу и возвеселит его сердце в истинно великий день явления Бога во плоти. Сам Господь, по обетованию Своему, к нему приидет, и обитель у него сотворит1.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – М., 2012.
Комментарии закрыты.