- 05.10.2016
- 0 комментариев
- Рубрика: Путешествия и паломничеств
Из книги «Опыт постижения Америки» (продолжение)
Паломнические тропы неоднократно приводили нас в Вашингтон. Столица Америки расположена как раз на пути в южные штаты, обе Каролины и Флориду, где можно совместить полезное с приятным: там много святынь и великолепное место для отдыха. Столицей город стал с конца 18 века. Он — идеальное место для того, чтобы досконально изучить историю Соединенных Штатов. Неслучайно его исторические памятники, правительственные здания и музеи привлекают миллионы туристов ежегодно.
Город был основан в 1791 и назван в честь первого президента США Джорджа Вашингтона. Чтобы различать город Вашингтон и штат Вашингтон, когда говорят о столице США, обычно добавляют слова «округ Колумбия» (Washington, DC).
После англо-американской войны 1812-14 годов, сожжённый в 1814 английским десантом, он был отстроен заново. Здесь находятся резиденции президента и конгресса, а также основные правительственные учреждения, переведенные в 1800 году из прежней столицы — Филадельфии.
Будучи столицей страны, Вашингтон является центром политической жизни американского государства.
Здесь расположена резиденция Президента США — Белый дом.
На Капитолийском холме в живописном парке находится здание американского конгресса — Капитолий, построенный по проекту Уильяма Торнтона в 1793-1865 гг.
United States Capitol — символ американской государственности — по праву входит в пятерку самых знаменитых памятников всех стран
Здесь же, в Капитолии, собирается высший законодательный орган США — Конгресс; здесь находится Верховный суд США, федеральные министерства и другие подразделения Правительства США.
Кроме того в Вашингтоне расположены штаб-квартиры многих общественных и международных организаций, в том числе Всемирного банка и Международного валютного фонда, Международный банк, национальные ассоциации и учреждения (Национальная Академия наук, институт Карнеги и др., правительственные ведомства): Конгресс, Верховный суд, Госдепартамент, Министерство юстиции, Пентагон, ФБР и др.
Вашингтон является крупным политическим, культурным и научным центром страны. Площадь столицы составляет 0,2 тыс. км2. Численность населения Вашингтона более 650 тыс. человек, с пригородами — около 4 млн. человек. Среди этнических групп, проживающих в столице, преобладают европейцы белой расы — выходцы из различных стран Западной и Восточной Европы.
По своему внешнему облику город ничем не напоминает мегаполисы Соединенных Штатов. Спроектированный французским архитектором Пьером Ланфаном, чтобы соперничать с блестящими европейскими столицами, он занял достойное место среди красивейших городов мира. Здесь нет небоскребов, ибо закон запрещает строить здания выше купола Капитолия и памятника Джорджу Вашингтону. Город буквально дышит спокойствием, довольством, стабильностью. Ланфан по кругу расположил проспекты, названные в честь всех американских штатов. Проспекты пересекают улицы, одни из которых носят имена генералов, адмиралов, известных личностей, другие – пронумерованы или названы буквами алфавита. Массачусетс авеню городские власти отдали дипломатам: здесь расположено большинство европейских посольств.
Вашингтон и особенно старая его часть – Джорджтаун и район Капитолийского холма – сохранили здания XIX века. Широкие проспекты, строгие, выточенные и отполированные здания дают ощущение простора и пространства.
Территориально американская столица находится в штате Мериленд, но Федеральное Правительство административно выделило город Вашингтон (не путать с одноименным штатом, расположенным в прямо противоположной стороне – на Тихоокеанском побережье страны) в отдельную единицу – округ Колумбия, со своим бюджетом – гарантией городского благосостояния, ощутить которое могут и гости столицы США. Не имея ни цента в кармане, турист может счастливо обойти большинство имеющихся здесь галерей и музеев – от естественноисторического до космического. Практически от каждого из них виден Капитолий.
Но близость его – пространственная иллюзия, и надо запастись временем, чтобы, напитавшись музейными впечатлениями и неповторимой их атмосферой, прогуляться до главного законодательного собрания страны – мимо монолитных правительственных зданий, где работают конгрессмены, сенаторы и практически не поддающиеся счету госслужащие, виртуально ощутить под ногами и толщей асфальта подземный тоннель, по которому сенаторы в непогоду (или просто не желая выходить из офиса на улицу) на поезде проезжают в Капитолий… .
Пройти мимо самого большого в мире книгохранилища – Библиотеки Конгресса. Ее директор – знаток и любитель России Джеймс Биллингтон в начале года принимал в стенах библиотеки Сретенский хор и представлял английский перевод книги «Несвятые святые» и ее автора. Среди многочисленных русских экспонатов библиотеки – письма императора Александра II Аврааму Линкольну и более поздние – замечательные цветные открытки Прокудина-Горского с изображением русских пейзажей.
Среди достопримечательностей, делающих политическую погоду во всем мире,- резиденция президента США — Белый Дом, здание военного министерства США — Пентагон.
Кроме многих училищ, в Вашингтоне находятся несколько высших учебных заведений: университет Говарда, колумбийский университет, вайландская семинария, коллегия Гонзага, юридическое и медицинское отделения коллегии Джорджтаун, национальная фармацевтическая коллегия и пр. Почти в каждом из этих заведений имеются большие библиотеки.
Библиотека Конгресса — одна из крупнейших в мире: в ней хранятся 26 млн. книг, более 36 млн. рукописей, карт, фотографий, а также архивы 23 президентов США.
Множество ученых, не только американских, но и европейских, постоянно заняты здесь научными работами. В издаваемом “Smithsonian Contributions to Knowledge” напечатано много выдающихся ученых трудов.
Многие достопримечательности Вашингтона находятся вокруг Молла — парковой зоны, окаймленной зданиями Смитсоновских музеев, протянувшейся к западу от Капитолия к мемориалу Линкольна: Сад Скульптур, Национальный музей воздухоплавания и космонавтики, музей естественной истории, Национальная галерея искусств, национальный музей американской истории. В центре Молла возвышается Washington Monument — 169-метровая мраморная стела, символизирующая стойкость первого американского президента.
Из окна смотрового зала монумента открывается великолепный вид на город, в том числе на Белый Дом, Линкольн мемориал и мемориал Джефферсона. В многочисленных скверах и на площадях в местах пересечения улиц и проспектов установлено более 1000 памятников выдающимся и всемирно известным деятелям. Вашингтон — город «белых воротничков», так как 30% жителей — федеральные служащие.
С театральным репертуаром можно ознакомиться в театре «Arena Stage», National Theater, Ford’s Theater, Театральном центре им. Дж. Ф. Кеннеди (JFK Center for Performing Arts), концертном зале Constitution Hall. Вход во все музеи столицы — бесплатные.
Американская столица — второй по величине и значению центр католицизма после Ватикана. Семинарии, монастыри, католические университеты очень богаты. Храм Непорочного зачатия — один из самых больших в мире католических храмов.
Кафедральный собор отличает великолепное архитектурное исполнение.
Однако и православных храмов в Вашингтоне немало. Старейший из них — Свято-Николаевский, в настоящее время находящийся под юрисдикцией Православной Церкви Америки.
Очень важным центром православия в столице является храм во имя Крестителя Господня Иоанна.
Приход был основан в сентябре 1949 года блаженной памяти архиепископом Иоанном (Максимовичем), причисленным к лику святых 2 июля 1994 года.
Первоначально община не имела храма. В течение девяти лет прихожане собирались по воскресеньям на богослужение в часовне Воскресения Христова Национального Епископального Собора в Вашингтоне. Долго так продолжаться не могло, и в 1956 году были собраны средства на приобретение земельного участка для постройки храма, а уже спустя два года, в 1958 году, приход смог собираться на богослужения в собственном храме.
Первым настоятелем храма был о.Мануил Есенский, окормлявший приход в течение двух с половиной лет. Его сменил на короткое время о.Борис Критский, а в 1953 году настоятелем стал архимандрит Николай(Пекаторос), прослуживший на приходе до 1981 года, т.е. без малого тридцать лет. В настоящее время настоятелем собора является широко известный протоиерей Виктор Потапов, которому сослужат иерей Иоанн Джонсон, протодиакон Леонид Михайличенко, диакон Александр Резников и диакон Иоанн Кевин.
В церковную общину вступили новые члены, в том числе новообращенные, так что в настоящее время приход насчитывает около 400 человек.
Все в храме свидетельствует о богатстве русского церковного наследия. Здание построено в московско-ярославском стиле XVII века. Позолоченные луковочные купола, увенчанные традиционным русским восьмиконечным крестом, колокольня, иконы над тремя входными дверями, изображающие сцены из жизни св. Иоанна Крестителя, украшают его снаружи. Настенная роспись и многочисленные старинные иконы, а также внушительный четырехъярусный иконостас образуют его интерьер.
Богослужения совершаются в субботу вечером (Всенощное бдение) и в воскресенье утром (Литургия), а также в дни церковных праздников. Служба, в основном, совершается на церковнославянском – литургическом языке восточнославянских Церквей. Каждое воскресенье месяца служится ранняя литургия на английском языке, после которой совершается поздняя литургия на церковнославянском. Службы на церковнославянском языке сопровождаются пением капеллы под управлением регента Юрия Печеркина и хора под управлением регента Елены Петровны Кокс. Службы на английском языке сопровождаются пением хора под управлением регента Полы Генис.
Традиционно приход ведет большую культурную, благотворительную и общественную работу. При храме имеется библиотека, отличающаяся хорошей коллекцией раннеэмигрантских изданий. Проводятся занятия в детском саду и воскресной школе, где дети обучаются Закону Божию, русскому языку и литературе, русской истории. Дети прихожан участвуют также в Организации Русских Юных разведчиков-скаутов (ОРЮР), под Небесным покровительством святого великомученика Георгия Победоносца. Не говорящим по-русски детям Закон Божий преподается по воскресеньям.
Благодаря жертвенности прихожан храма были изысканы средства для выполнения работ по росписи стен и для проведения различных мероприятий, включая многочисленные благотворительные акции.
Прихожане собора св. Иоанна Предтечи вместе со всем другими приходами Русской Зарубежной Церкви, находящимися в США, рады, что могут свободно исповедовать православную веру и молиться о мире между народами и об укреплении нравственных устоев общества.
Иоанно-Предтеченский собор в американской столице – образец московско-ярославского стиля XVII века – словно резная статуэтка на ладони. Таких на всю православную Америку – по пальцам пересчитать. А приходских храмов, посвященных Усекновению честной главы святого Иоанна Предтечи, во всем православном мире, говорят, всего-то 25.
Иоанно-Предтеченский собор в Вашингтоне.
Основание храма связано с известным эпизодом в жизни Русской Зарубежной Церкви и русской диаспоры. В 1949 году с далекого острова Тубабао прибыл в американскую столицу архиепископ Иоанн (Максимович) – ходатайствовать за свою паству, вынужденную покинуть коммунистический Китай и против воли «задержавшуюся» на острове в Тихом океане. Из всех стран 5 тысяч русских согласилось принять только филиппинское правительство и на жительство определило их на пустынный остров, где ежегодно свирепствовали тайфуны. Три года, пока русские жили в лагере среди джунглей, святитель Иоанн находился со своей паствой, служил в палаточной церкви и каждый день обходил остров с молитвой. И за все это время стихия не коснулась острова! А в 1949-м святитель прибыл в американскую столицу – просить сенаторов об изменении эмиграционной квоты. Результатом переговоров стала поправка к законодательству, по которому 5 тысяч русских получили разрешение прибыть в США на постоянное место жительства. Во время пребывания в Вашингтоне владыка Иоанн основал первый в американской столице приход Русской Православной Церкви За границей. Святитель поставил два условия: сегодня же на квартире отслужим всенощную и литургию празднику и посвятим новый храм памятованию того дня – Усекновению главы святого Иоанна Предтечи.
Так появился единственный в Америке приход, основанный святителем Иоанном Шанхайским. Внутри храма, с левой стороны у солеи, – образ святителя, где среди клейм – изображение американского Капитолия, в котором владыка просил за свою паству, и другие чудесные моменты жития святого. В 1983 году настоятель протоиерей Виктор Потапов, с группой прихожан совершая паломничество на Святую Землю, находился в монастыре преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыне. Там пребывает большая часть главы святого Иоанна Крестителя. Узнав, откуда прибыли паломники, игумен благословил передать приходу частицу мощей его небесного покровителя – одну из 850 соборных святынь.
Протоиерей Виктор Потапов
В Иоанно-Предтеченском соборе отец Виктор служит около 40 лет. В Зарубежной Церкви большинство священников вынуждены совмещать светскую работу с пастырским служением, так как далеко не все приходы в состоянии их содержать. Отец Виктор согласился на работу на радиостанции «Голос Америки» после того, как убедился в том, что в Иоанно-Предтеченском приходе была нужда во втором священнике. А путь на американский континент семья проделала из немецкого лагеря Манхенхоф, где отец Виктор родился в 1948 году. Впрочем, свою фамилию отец вынужден был сменить. И стал Потаповым.
«Папа был взят в плен, – рассказывает отец Виктор. – После войны он был выдан советским властям. Ночью ему приснился сон. Голос ему подсказывал: “Беги, беги”. И вот он бежал из пересылочного лагеря. После 30 дней скитаний по германским лесам и весям он добрался до лагеря для перемещенных лиц, где они с мамой, семья которой была вывезена в Германию на принудительные работы, познакомились и повенчались. В лагерной барачной церкви их сочетал браком протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, который впоследствии стал епископом РПЦЗ.
В 1951 году мы приехали в Нью-Йорк. Дедушка в поисках работы отправился в Кливленд и вскоре перевез туда всю нашу семью. Папа освоил строительное ремесло, каждый год строил по три-четыре дома – на эти деньги мы жили. Кстати, и наш Свято-Сергиевский собор в Кливленде он тоже построил».
Рос я в годы “холодной войны” и очень хотел ассимилироваться. Американцы ведь не понимали разницы между русскими и советскими. Мы старались объяснить, что русские оказались первыми жертвами безбожного коммунистического режима, но всех русских автоматически считали чуть ли не коммунистами. Мне это было очень неприятно, и я старался скорее влиться в плавильный котел Америки.
В церковь меня заставляли ходить из-под палки, потому что надо было сопровождать бабушку в храм, который располагался в неблагополучном районе. Когда мне было лет 14, я поехал с бабушкой в церковь. В храме в тот день почти никого из прихожан не было. Служил священник отец Михаил Смирнов, и тут по милости Божией в одно мгновение я вдруг понял, что всё, что меня окружает, имеет глубочайший смысл. С того дня я стал углубляться в Православие. Отец Михаил пригласил меня стать алтарником, научил читать по-церковнославянски. Подростком я был заикой, а благодаря церковному чтению мне удалось преодолеть этот недостаток.
В 1960-е годы я стал ездить в Джорданвилль. Там была замечательная программа – “Летние мальчики”. Участники жили как юные послушники: утром ходили в храм, прислуживали, кто умел – пел. Нас учили Закону Божию, мы общались с монахами, приехавшими сюда из известных монастырей России и передававшими нам замечательные монашеские традиции.
После окончания школы я поступил в Свято-Троицкую семинарию, учился на одном курсе с нынешним нашим Первоиерархом митрополитом Иларионом, а тогда – Игорем Капралом. Первые месяцы мы жили в одной келье. Будущий владыка хорошо учился, любил читать жития святых, а сказания о мучениках часто читал вслух, со слезами на глазах».
Летом 1970 года я отправился в Иерусалим с группой паломников, которую возглавил епископ Лавр, будущий митрополит, а перед этим ездил на Афон и даже подумывал пойти по монашескому пути. В Иерусалиме одна огорченная моей иноческой затеей паломница из Нью-Йорка сказала, что приметила для меня отличную девушку – Машу Черткову из Парижа, дочь протоиерея Сергия Черткова, десять лет служившего протодиаконом у владыки Иоанна (Максимовича) в бытность его архиепископом Брюссельским и Западноевропейским. Маша была на Святой Земле с группой русской православной молодежи из Парижа.
Знакомиться я не хотел и только из приличия, дабы не огорчать паломницу, познакомился. Я не говорил по-французски, Маша плохо знала английский, и потому языком общения у нас был русский. Через четыре дня она уехала во Францию, а я в Америку. Стали переписываться и ровно через год, в конце августа 1971 года, обвенчались в Кливленде.
Отец Виктор и матушка Мария Потаповы.
Нас венчали ее отец протоиерей Сергий Чертков и ее родной дядя отец Владимир Родзянко, будущий епископ Православной Церкви в Америке Василий. А уже 1 января митрополит Филарет (Вознесенский) рукоположил меня в диакона и направил в известный Покровский приход в Наяке близ Нью-Йорка. В этом приходе много лет служил широко известный автор книги “Закон Божий” протоиерей Серафим Слободской. Диаконское служение в Наяке дало мне очень многое. При приходе была организована отличная приходская школа, в которой я преподавал Закон Божий и со временем, совместно с матушкой Еленой Алексеевной Слободской и Софией Сергеевной Куломзиной стал издавать просуществовавший 20 лет детский православный журнал “Трезвон”. В Наяке у нас с матушкой родился первенец Матфей, который прожил всего семь дней. Мы успели его покрестить и даже причастить. Своей краткой жизнью и смертью младенец Матфей нас, молодых родителей, очень многому научил, и этот опыт пригодился в будущем нашем служении…
Как-то мы отправились с архиепископом Никоном (Рклицким) на престольный праздник в Свято-Пантелеимоновский храм в Хартфорде, что в штате Коннектикут. По дороге мы проезжали городок Стратфорд. Владыка сказал, что нужен священник для нового Сретенского прихода в Стратфорде. Я сказал владыке, что готов взять на себя это служение. 1 сентября 1974 года митрополит Филарет (Вознесенский) рукоположил меня во иерея, и я был направлен в Сретенский храм священником. Приход в Стратфорде был небольшой, жили мы на территории храма. Это был хороший опыт священнослужения, но финансово приход не мог меня полностью содержать. Нужно было искать светскую работу, и мне удалось устроиться на потрясающую работу в Нью-Йорке – в издательстве “Bedford Publications”».
«Издательство существовало на правительственные субсидии, издавало и распространяло на русском языке запрещенную в СССР литературу: “1984” Джорджа Оруэлла, произведения Солженицына, самиздатовские рукописи и политическую литературу, находило способы для переправки ее в Советский Союз. Меня наняли для проведения интервью с новыми иммигрантами. Интервьюировал я по стандартной форме: “какие радиостанции слушаете, чем из литературы интересуетесь…” Я помогал вновь приехавшим устраиваться на месте, нанимал грузовики для перевозки вещей, оказывал бытовые услуги.
В ходе интервью выяснялось, что большую роль в жизни этих людей играет религия. Очень многие слушали передачи радиостанции “Би-Би-Си”: митрополита Антония (Блума), отца Владимира Родзянко (впоследствии ставшего епископом Василием), епископа Иоанна (Шаховского) и отца Александра Шмемана; люди хотели получить Библию, философско-религиозную литературу. И тогда я вышел с предложением к начальству – посылать в СССР религиозные издания. Мое предложение нашло понимание, и мне поручили приобретать книги и отправлять посылки. Я покупал произведения Булгакова, Франка, Бердяева, издания Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и находил моряков, профессоров, приезжавших на экуменические встречи священнослужителей, которые с удовольствием брали книги.
Джорданвилльский Свято-Троицкий монастырь
Три года продолжались поездки на работу из штата Коннектикут в Нью-Йорк и обратно. Они занимали у меня три часа. В поезде я читал, усовершенствовал свой русский, общался с интересными людьми. Интересная была работа, но… наступил очередной экономический кризис. Начальство решило, что я, как священник, получаю жалование от Церкви, – и я остался без работы. Но я уже не мыслил своей жизни вне России и стал рассылать резюме в крупные фирмы, имеющие любые отношения с Россией, предлагая себя как переводчика, консультанта».
Шел 1976 год. Я знал, что через несколько месяцев потеряю работу. Как-то вечером сидим мы с матушкой после всенощной, и она меня спрашивает: “Ты не жалеешь, что стал священником?” “Конечно, нет, – отвечаю я. – Когда я стою перед Престолом и совершаю Бескровную Жертву, это дает такие силы, такую радость, что я готов любые трудности пережить”. Она осталась довольна ответом. В ту ночь во сне мне явился владыка Иоанн Шанхайский. Лично я его не знал, но очень почитал. И хотя к вещим снам я очень скептически отношусь, до сих пор помню, как в ту ночь владыка Иоанн долго во сне со мной беседовал и задал мне тот же вопрос, что и матушка: “Не жалеешь, что стал священником?”. Я ему так же и ответил, что никак не жалею. Владыка на это ответил, что и он не жалеет, что я стал священником, и долго со мной беседовал по поводу какого-то предстоящего ответственного служения, связанного с Россией. Не помню, о чем конкретно владыка мне говорил, но он точно вселил в меня чувство уверенности в будущем. Матушке тогда я не рассказал об увиденном сне. Я находился в каком-то особом умиротворенном состоянии, и нужно было самому осмыслить пережитое…
…Послал письмо на “Голос Америки” и предложил свои услуги. Через несколько дней получил ответ: меня пригласили в Нью-Йорк на экзамен. Я поехал, сдал экзамен, и вскоре мне позвонил Никита Валерьянович Моравский – один из тех, кого владыка Иоанн спас на острове Тубабао. Он был директором советского отдела “Голоса Америки”, “персоной номер один”, а до этого работал культурным атташе Американского Посольства в Москве. Когда я поступил на радиостанцию, этот замечательный человек собирался в отставку. Вызывает он меня и говорит: “Вы приняты”. Впоследствии мы с Никитой Валерьяновичем сблизились, он вошел в наш Комитет защиты гонимых православных христиан, стал прихожанином нашего собора. Год с небольшим назад я его напутствовал в жизнь вечную…
После предложения “Голоса Америки” я поехал к митрополиту Филарету. Он благословил меня перебираться на приход в Вашингтоне, где 27 лет настоятелем служил почтенного возраста архимандрит-грек отец Николай (Пекаторос). У отца Николая интересная биография. Он родился в самом конце XIX века в Одессе в семье русских греков. Был рукоположен в священники при патриархе Тихоне в 1922 году и до 1929 года сослужил священномученику епископу Онуфрию (Гагалюку) в Херсонско-Одесской епархии на Украине. В 1929 году отец Николай эмигрировал в Грецию, где вскоре принял монашество. Служил в церкви Пресвятой Троицы в Афинах при бывшем Российском Посольстве в Греции. В 1952 году переехал из Греции в США и с 1953 по 1980 годы был настоятелем нашей церкви в Вашингтоне.
…После того, как я был принят на работу на “Голос Америки”, встал вопрос: что делать с приходом в Стратфорде? Я дал слово прихожанам Сретенской церкви, что не уеду, пока не найду замену, и так в течение двух месяцев каждые выходные я ездил из Вашингтона в Стратфорд служить воскресные всенощную и литургию.
«Штаб-квартира “Голоса Америки” находится рядом с главными столичными музеями, а окна моего кабинета выходили на Капитолий, – рассказывает отец Виктор, показывая на угловой кабинет на втором этаже. – Когда в 1977 году я поступил сюда на работу, дал себе слово, что каждый день в обеденный перерыв буду посещать музеи и ходить на выставки. Но это осталось лишь желанием: всё время поглощали работа и приходские дела».
На “Голос Америки” меня взяли переводчиком новостей. Была на радио и религиозная программа, которую вел еврей Владимир Матлин, выходивший в эфир под фамилией Мартин. Однажды на собрании Володя, к его чести, сказал: “Почему я веду эту программу, если у нас есть священник?” И тогда мне дали 20 минут перед еврейской частью, а потом мы договорились с Володей, что разделим передачу. Возник вопрос, как меня представлять, потому что это был беспрецедентный случай, чтобы священник вел программу на “Голосе Америки”! Сначала я не называл себя. Я был голос – и всё. Долго шли обсуждения. Пока шли дебаты о том, как величать меня в эфире, я сделал специальную программу – “Смысл и структура Рождественского богослужения”. Это была чисто православная передача с песнопениями и чтением Евангелия.Но через шесть месяцев после поступления на “Голос” я стал уже открывать свою программу так: “У микрофона – священник Виктор Потапов. Начинаем еженедельный выпуск программы «Голоса Америки» «Обзор религиозно-общественной жизни»”. Потом я прощался со своими слушателями, и Володя Матлин начинал вторую часть. Вскоре мне дали дополнительное время и выделили отдельную передачу, которая называлась “Религия в нашей жизни”. Мне также удалось организовать еженедельную трансляцию литургии из нашего Иоанно-Предтеченского собора с проповедью, а каждое утро, в конце политической программы, после краткой сводки новостей, читался отрывок из Священного Писания. В 1990-х годах я стал готовить два новых еженедельных выпуска программы “Религия в нашей жизни” с повторами.
«“Голос Америки” глушили безбожно. Было обидно: работаешь, вкладываешь сердце, душу… В 1984 году меня впервые послали в Россию. Была у нас тогда программа, согласно которой все сотрудники, ни разу не бывшие в стране, на которую вещали, должны были поехать туда на две-три недели: познакомиться с обстановкой, подышать воздухом… К тому времени я работал на радиостанции уже семь лет, имя мое знали, и потому мне дали дипломатический паспорт – для защиты. Накануне моей поездки в Москву в газете “Труд” появилась статья под названием “Злопыхатель”, в которой граждан прямо предупредили: со мной не встречаться.
Я взял с собой приемник и, устроившись в гостинице “Украина”, первым делом решил поймать свою передачу, посмотреть, как она здесь звучит. Включил приемник и услышал невероятный гул! Друзья меня успокаивали, говорили, что люди ставят антенны, выставляют приемники на окно, на батареи, в общем – приспосабливаются и слушают. Позже, когда Горбачев объявил политику гласности и перестройки, к нам на радио хлынули письма со всех концов России. Я лично получал массу писем. На некоторые отвечал в эфире, все их по сей день храню для будущих исследователей российско-американских отношений второй половины ХХ века.
В нашем приходе мы создали фонд “Духовная литература для России” и за счет “Голоса Америки” посылали бандероли радиослушателям. Это было невероятно интересное время!
Благодаря “Голосу” я познакомился со многими замечательными людьми. Мой приход на “Голос Америки” совпал с назначением на должность музыкального директора Национального симфонического оркестра США виртуозного виолончелиста Мстислава Ростроповича. Одна из моих прихожанок, Надежда Ефремова, была его личным секретарем и попросила мою матушку быть переводчиком у Мстислава Леопольдовича, который приглашал из Франции композиторов. За 17 лет, пока он работал в Вашингтоне, наши семьи очень сблизились, и Мстислав Леопольдович стал крестным нашей дочери Сони, а мы с матушкой стали крестными родителями его старшего внука Ивана. В годы возведения нашего храма (1978–1982) Слава, как мы все ласково величали Ростроповича, был страстным любителем всяческого строительства. Он радовался тому, что в столице США будет величественный собор в древнерусском стиле и участвовал в воздвижении нашего храма. Всякий раз, когда Слава приезжал в столицу, он спешил в наш храм, чтобы оценить “прогресс в строительстве”. Он любил подниматься на леса в четверик, был в восторге от таланта нашего зодчего владыки Даниила (Александрова) и нашел с ним общий язык не только по части зодчества, но и в области музыки, литературы и юмора. Слава и его супруга Галина Павловна Вишневская, выдающаяся оперная певица, пожертвовавшая своей карьерой, помогая А.И. Солженицыну, подарили нашему собору пять колоколов. На большом колоколе выгравированы имена семи великих русских музыкантов-изгнанников».
При республиканце Рейгане протоиерей Виктор Потапов был консультантом президента по религиозным делам в России. Вскоре после переезда отца Виктора в Вашингтон отец Александр Киселев передал священнику управление Комитетом защиты православных христиан, при котором отец Виктор много лет издавал ежеквартальный англоязычный журнал «Православное обозрение», посвященный положению христиан в Восточной Европе и СССР. И всё это совмещал со служением на приходе, перестройкой церкви – одной из самых красивых на восточном побережье США.
За годы, что отец Виктор настоятельствует в Иоанно-Предтеченском соборе, сменилось не одно поколение прихожан, в последнее время приход пополняется вновь приезжающими в Америку нашими соотечественниками. Столичное бытие накладывает свой отпечаток и на бытие церковное: многие прихожане – ученые, творческие люди, аспиранты и докторанты. В приходе много принявших Православие американцев – настолько, что каждую субботу служатся две всенощные: ранняя – по-английски, поздняя – по-церковнославянски, а по воскресеньям две литургии – английская и славянская. Богослужения совершают пять священников и четыре диакона.
А как рассказать о тех, кто стоял у истоков прихода? Мы заворачиваем за угол улицы Пастырей и направляемся к самому старому в Вашингтоне кладбищу. Изначально здесь хоронили протестантов и католиков. В начале 1960-х годов Иоанно-Предтеченский приход приобрел значительный участок для захоронения своих прихожан, а 10 лет назад здесь построили – «словно яичко Фаберже» – часовню, освященную митрополитом Лавром в честь Иверской (Монреальской) иконы Божией Матери. Престол – из иерусалимского камня. Внутри изображения святого Иоанна Шанхайского – основателя Иоанно-Предтеченского Собора – и праведника Иосифа (Муньоса; убиенного хранителя мироточивой Иверской (Монреальской) иконы Божией Матери – его семья Потаповых почитает особо, храня – до организации музея – личные вещи брата Иосифа, незавершенные образа). В родительские субботы здесь служат заупокойные литургии и панихиды, обходят места упокоения православных, бывших близкими духом и делом.
До столетнего возраста дожил похороненный здесь благодетель прихода – высокопоставленный офицер власовского движения Дмитрий Александрович Левицкий. Иван Николаевич Сивый запомнился всем не чинами, а ревностью к службе Божией. И скончался старый карпаторос в церкви, после Божественной литургии – прямо перед панихидным столиком и большим Распятием. На этом кладбище похоронен Константин Васильевич Болдырев, видный деятель НТС. В 1940-е годы Болдырев был начальником лагеря для перемещенных лиц, в котором родился отец Виктор.
Бывшего заместителя Генерального секретаря ООН Аркадия Шевченко приход на свои средства похоронил; дипломата отец Виктор крестил, венчал и отпел.
Часовня Иверской (Монреальской) иконы Божией Матери на русском участке кладбища.
На русском участке похоронен известный общественный монархический деятель и журналист Юрий Константинович Мейер. Его дочь, Наталья Кларксон, была начальником отца Виктора на радиостанции «Голос Америки». Всего же русская служба радиостанции насчитывала около 120 человек. Здесь похоронены сотрудницы Тамара Стеблец и Ольга Рабчевская. И прихожанка Елена Якобсон – профессор университета Джорджа Вашингтона. Это ее голос был первым, прозвучавшим в вещании на СССР на волнах «Голоса Америки». Своей щедростью среди православной общины Вашингтона известны Гиви Коби, возглавлявший грузинский отдел «Голоса Америки», и супруга его Мария.
Здесь похоронена Елена Фортунатова-Кокс – главный редактор одного из первых «глянцев», появившихся в СССР, – журнала «Америка». Больше известная как Ляля, она долгое время была регентом хора и секретарем приходского совета, пекла просфоры. Супруг ее Леонид Кокс самостоятельно выучил русский и церковнославянский, старательно читал в храме с ярко выраженной интонацией, характерной для южного региона США.
«Доброй души люди – создатели нашего приходского благотворительного фонда, активно работающего и поныне, они показывали потрясающий пример христианской жизни, – рассказывает отец Виктор. – На нашем кладбище похоронены многие добрые русские люди, которые в 1950-е годы собирали свои копейки, покупали по кирпичу, чтобы построить наш прекрасный храм».
Отец Виктор Потапов
«Еще задолго до событий 1991 года я всегда говорил россиянам, что придет время, когда моя программа выходить в эфир перестанет, потому что в ней не будет нужды, потому что в России сами должны делать подобные передачи и делать их лучше, – говорит отец Виктор Потапов. – Я прослужил на “Голосе Америки” 30 лет и в том, что произошло в 1991 году, считаю, тоже поучаствовал. “Голос Америки” сегодня тоже уже не тот: когда-то одна из известнейших в мировом информационном пространстве радиостанция перешла в формат интернет-вещания. За это время вырос приход, и сейчас я уже не смог бы совмещать журналистику и настоятельство. 36 вашингтонских лет принесли мне встречи со многими замечательными людьми, тысячи часов эфира и радость общения с моими слушателями в Советском Союзе и России. Как журналист я свою миссию выполнил и бесконечно благодарен Господу за предоставленную мне благодатную возможность поучаствовать в религиозном возрождении моей горячо любимой исторической Родины».
Старейшим православным храмом Вашингтона является Никольский собор.Ему уже более восьмидесяти лет.
Вашингтонский Никольский собор
Вашингтонский собор во имя святителя Николая Чудотворца (англ. St. Nicholas Cathedral), кафедральный собор Православной Церкви в Америке
Престол: свт. Николая Мирликийского
Адрес: США, Вашингтон. 3500 Massachusetts Ave NW, Washington, DC 20007, USA
Официальный сайт: russian.stnicholasdc.org/
Приход был официально основан в 1930 году как Русская православная греко-католическая церковь святого Николая. Основу небольшой общины составили русские эмигранты. Первоначально службы проходили в доме Бориса Тимченко, одного из основателей прихода, на Riggs Place, NW.
В 1936 году община приобрела дом по адресу 1768 Church Street, NW. На первом этаже помещалась небольшая часовня, который вмещала 30-35 молящихся. Подвал использовался для церковных собраний и лекций по русской культуре, а также для чаепитий общины. На верхнем этаже жили некоторые прихожане. В 1940-х годах, после Второй мировой войны, новая волна эмиграции привела к росту числа прихожан, дом на Черч-стрит стал слишком тесен для общины.
В 1951 году была приобретена площадка под постройку храма на углу Массачусетс-авеню и Эдмундс-стрит, строительство благословил митрополит всея Америки и Канады Леонтий (Туркевич). К этому времени насчитывалось более сотни прихожан.
Храм строился как памятник жертвам Первой мировой войны и русской революции, и в основание фундамента была положена земля, привезенная из России. Проект храма был сделан по образцу кафедрального Димитриевского собора XII века во Владимире.
В мае 1955 года был освящен нижний храм.
25 ноября 1962 года храм был освящен митрополитом Леонтием (Туркевичем в сослужении архиепископа Бостонского Иринея (Бекиша), архиепископ Сан-Франциского Иоанна (Шаховского) и епископа Вашингтонского Киприана (Борисевича).
Богослужения на английском языке началось еще в 1950-х годах, с 1965 года Божественная литургия на английском языке совершалась один раз в месяц. С 1971 года служили две воскресные литургии: на английском и на церковнославянском языках.
В 1970 году Американская митрополия получила автокефалию от Московского Патриархата. Никольский храм стал кафедральным собором Православной Церкви в Америке.
В 1988 году к храму была пристроена колокольня, освященная в честь святого князя Владимира и тысячелетия Крещения Руси.
В октябре 1991 года в Вашингтон для росписи собора прибыли иконописцы из Москвы. В соответствии со стилем собора Святого Димитрия, архитектурной модели Николаевского собора, они разработали программу иконографии в русско-византийском стиле XII века. Их работа была завершена в 1994 году, к празднованию двухсотлетия Православия в Америке.
Настоятели
Иона (Штальберг) (1951 — 1955 ?) Джозеф Фестер (с марта 2011)
Нереально красив греческий собор Святой Софии. Вот он, полюбуйтесь
Татиана Лазаренко, Александр Кривенко
Продолжение следует
Комментарии закрыты.