- 05.06.2016
- 0 комментариев
- Рубрика: Мотивация
Онегин Гаджикасимов — .Удивительная история обращения к Богу…
4 ИЮНЯ 1937 ГОДА РОДИЛСЯ ОНЕГИН ГАДЖИКАСИМОВ, В ИНОЧЕСТВЕ ИЕРОСХИМОНАХ СИМОН…
Казалось, бы, какое отношение иеросхимонах Симон имеет, к творчеству Юрия Антонова… Имеет и самое прямое… И не только к творчеству Юрия Антонова…
Да… вот такие странные повороты судьбы…
Еще в детстве мне всегда было интересно, почему так необычно звучит двойная фамилия автора многих стихов к популярным песням Онегин Гаджикасимов… Оказалось это не двойная фамилия, а имя и фамилия.
Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов, в монашестве Симон: поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен советского периода, впоследствии иеросхимонах Оптиной пустыни — родился 4 июня 1937 года в Баку. Родители принадлежали аристократическим семействам, давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков, юристов, врачей, литераторов. Мать Онегина Гаджикасимова — Махтабан-ханум, происходила из дворянского рода, родилась в 1905-м году в городе Шамахи, и отец ее был «кази», то есть судьей.
Отец Онегина Гаджикасимова — Юсиф-бей Гаджикасимов (1892-1960), окончил юридический факультет Московского университета. Юсиф-бей и Махтабан-ханум поженились в середине 30-x годов в Баку.
Махтабан-ханум (1905-1980) прекрасно знала русскую литературу и поэзию и поскольку сын родился в 1937 году, накануне того дня, когда отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, мать дала ему имя своего любимого героя — Онегин.
Сам Онегин родился в Баку. Он приехал в Москву в 17 лет – поступать в Литературный институт. Сдав экзамены, он стал лучшим на своем курсе. Уже в этот период начинают издаваться его рассказы, стихи… Статный, спортивный, красивый, был любимцем богемы 60–80-х годов прошлого столетия.
Онегин окончил Литературный институт имени Горького в Москве, став затем одним из самых популярных и востребованных поэтов-песенников в СССР. Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. На смену идеологическим текстам песен приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова…
В 60-80-х годах прошедшего столетия на его стихи писали песни известнейшие композиторы тех лет — Давид Тухманов, Сергей Дьячков, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль оглы, Юрий Антонов… Их с удовольствием включали в свой репертуар самые популярные певцы и исполнители — Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Олег Ухналев, ВИА «Веселые ребята»… Песни Гаджикасимова исполнялись не только в концертах, по радио и телевидению — они звучали в каждом доме, где только был проигрыватель… И «Эти глаза напротив», и «Алёшкина любовь», и «Восточная песня», и «Дождь и я», и ещё десятки других — это всё Гаджикасимов, Онегин Гаджикасимов… Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря изумительным переводам Гаджикасимова.
Возьмите любую известную пластинку 70-х годов, автор текстов самых популярных шлягеров – поэт Онегин Гаджикасимов. Люди часами стояли в длинных очередях, чтобы заполучить заветный диск. Тираж на тот период проданных виниловых пластинок с песнями Гаджикасимова побил все мыслимые, как сказали бы сегодня, рейтинги – 15 миллионов 795 тысяч! Это был абсолютный рекорд в СССР!
Песня на слова Гаджикасимова в те времена гарантировала сценический успех и карьерный взлет на эстраде. Его стихи звучали в исполнении всех известных мастеров советской сцены. Не удивительно, что именитые композиторы и певцы стояли в очереди к этому автору.
В те же, 1970-е годы, на радио появляются иностранные песни, Онегин берется за их перевод на русский. Что меня поразило — так их количество (Битлз, Дж. Моранди, Т.Кутунье, Дж. Дасен,…) — эти переводы поэтичны, пронзительны, и вся страна подхватывает их.
Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря изумительным переводам Гаджикасимова. Оглушительный публичный успех, успех всюду, в какую бы дверь не входил, обласканный славой, деньгами, вниманием — его всегда ждали…
Но даже талант не защищает гения от человеческой зависти. В 1971 году выходит разгромная статья Льва Ошанина о том, как коверкается русский язык в песнях на примере текстов Онегина Гаджикасимова. Тут же по приказу С.Лапина, возглавляющего Всесоюзное телерадиовещание, размагничиваются плёнки с песнями Гаджикасимова, на концертах автора слов не объявляют, его отлучают и от телерадиоэфира.
Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение.
Осенью 85-го он, никому ничего не говоря, садится в поезд и едет подальше от шумной Москвы. Выходит на отдаленной белорусской станции, идёт в православную церковь и принимает крещение. Был крещён с именем Олег.
В 87 году Онегин сделал окончательный выбор: сжег все свои записи, избавился от всех ценных вещей, отказался от семьи, дружеских застолий и прочих радостей мирской жизни. Около года он прожил в уединении на заброшенной даче, чтобы подготовить себя к монашескому постригу.
Теперь каждый его день – это приближение к монашескому постригу. Онегину Гаджикасимову 51 год. В декабре 88-го он жертвует все свои сбережения монастырю и приезжает послушником в одну из главных религиозных святынь – в Оптину Пустынь.
Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной пустыни. Назначен комендантом монастыря.
Из письма Онегина Гаджикасимова:
«…вот и истекли 3 месяца со дня моего появления в Богоизбранной Оптине. Месяц стояния суточного на вратах, месяц отдохновения и ещё один месяц различных послушаний. Хорошо, что ещё до монастыря начал готовиться – не спать ночью, ограничивать себя в еде, всё теперь пригодилось. Службы здесь длительные, монастырские, поначалу сложно. Меня перевели в 2-х местную келью. Я только-только сейчас начинаю, кажется, что-то понимать, что-то нащупывать».
Петровым постом 1989 года наместником монастыря Архимандритом Евлогием (Смирновым) был пострижен в рясофор с именем в честь Афанасия Афонского. В 1991 году наместником монастыря архимандритом Венедиктом (Пеньковым) пострижен в монашество с именем Силуан.
Многих удивило то что успешный в жизни человек выбрал для себя монастырь, отказавшись от земных материальных ценностей. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест. Но то чему учит отец Симон — очень трудно выполнимо в реальной жизни… Отец Симон совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида — о том как зарождалось христианство. Рассказывал так как будто сам присутстовал при этом…
Многие люди в том же положении (в котором он находился до принятия Православия) считают что «жизнь удалась». Но он пренебрёг земными богатствами и выбрал для себя монашеский подвиг, решил себя до конца отдать Христу.
Он совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида о том как зарождалось христианство. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест.
Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах.
С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины. Ведь в суете и заботах мы часто их забываем.
С 1994 г. отец Силуан поселяется в Подмосковье. Снимает комнату близ Домодедова. И ходит молиться в ближайший храм. Прихожане полюбили высокого статного седовласого монаха за его скромность, простоту, за его вдохновенные проповеди в храме и занятия в воскресной школе для взрослых.
В последние годы жизни отец Силуан принял схиму с именем Симон (схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом молитвами). Он очень тяжело болел – онкология, но лечиться отказывался. Страдал от болей в ногах — его монашеские сапоги были полны крови… Иеросхимонах Симон, в миру Онегин Гаджикасимов, хотел и сумел сказать людям про любовь самое главное.
Сокровища собственной души он безвозмездно отдавал людям. Сегодня новые поколения музыкантов вновь исполняют песни, написанные на стихи Онегина Гаджикасимова. Пусть не многим известно имя автора текстов современных аранжировок – для него не это было важным. Главное – и именно об этом всегда мечтал поэт – они и сегодня несут людям ту доброту, красоту и искренность, которые в конечном счете, всегда побеждают.
Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов) умер праведником, который с честью перенес все выпавшие на его долю скорби и страдания.Завершился его земной путь 30 июня 2002 года.
Он был погребен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области
Комментарии закрыты.