- 26.05.2016
- 0 комментариев
- Рубрика: Психология
В комментариях наша читательница подняла очень важную тему.
Наталья
«Говоря о том, что в длящемся конфликте вина лежит на каждом, надо понимать, что никакой вины на самом деле ни на ком не лежит: взрослые лишь думают, что они взрослые и могут выбирать своё поведение, на самом деле выходить за пределы паттернов своего поведения не удаётся почти никогда. Все мы дети своих родителей, и перековать себя — это титанический труд».
Я с этим согласна. Отработка семейных сценариев. Но то такое в этом случае грех? Какая ответственность лежит на человеке, если подобные грехи — это только отработка записанной на подкорку программы?
В начале исповеди священник говорит: «Помолимся братья и сестры, попросим у Бога прощения». Если нет согласия с подобным внутренним бессознательным повреждением (а я уверена, что мы все повреждены намного больше, чем видим сами — тот же пример из статьи, не видела женщина, что своими руками все разваливает, это как инстинкт был) — то при чем тут прощение? Просить прощения же можно за то, что в твоей власти. За что просить прощения человеку без ног, если он не может бежать марафон?
Или, допустим нечто среднее между сознательным и сценарным. Живет человек. В семье регулярно срывается на ор. Кается на исповеди годами в раздражении на близких, гневе и т.п. Борется именно с этим внешним проявлением поврежденности своей природы. А у него оказывается, как в статье — запрограммированная потребность к провокации насилия в отношении него. В чем здесь его личный грех? За что ему просить у Бога прощения?
Мне реально очень важно понять это все.
У близкого человека как раз так: многолетний опыт вынесения на исповедь внутрисемейного раздражения, ора и т.п. И толку мало. Потом полгода психотерапии, распутывание семейных сценариев, несколько практических советов о том, как их изменить, — и человек меняется до неузнаваемости. То, что не удалось 10 годами регулярных Таинств, решено специалистом за полгода. Теперь он испытывает кризис, не понимает как «работают» Таинства, и какой в них смысл — если то, что было для него десятилетием мучительной борьбы с грехом, решилось за несколько сеансов у врача. И все те вопросы, которые я пишу выше, задает мне. Помогите!
Елена:
Важную и сложную тему затронули, Наталья. Сходу и не ответишь, очень многослойные вопросы затронуты и фундаментальные. Могу по опыту ответить, что Таинства «работают» зачастую невероятно медленно и почти всегда не так, как мы бы хотели и представляли. И никогда они, собственно, не работают автоматически.
Дарья:
Наталья, как версию предлагаю такое объяснение. Есть притча о человеке, который был очень голоден, пошёл, купил калач, съел, всё равно голоден, купил другой, съел, всё равно голоден, еще бублик, еще пирожок — всё голоден. А потом купил связку баранок, от отчаяния, что никак наесться не может, сжевал одну баранку и стал сыт… И огорчился: зачем, мол, столько денег истратил на калачи и пирожки?! Купил бы лучше сразу одну баранку. Я думаю, правомерно предположить, что нахождение специалиста и успешное решение с ним проблем как раз и было ответом на 10-летнюю мольбу! То есть Таинства незаметно изменили и подготовили человека к решению проблемы у психолога. Только он этого не заметил…
Дискуссия действительно очень важная. Если вам есть, что ответить Наталье, пишите свое мнение в комментариях к статье.
Комментарии закрыты.