О том, как остаться человеком на любой работе
Все люди хотели бы стать знатоками своего дела, однако иногда, одновременно с приобретением профессиональных навыков, в человеке развивается особый — профессиональный — цинизм. Все мы слышали историю про работников сырзавода, которые купались в молоке, из которого потом должны были изготовлять молочные продукты. Рассказывают истории об особо циничных студентах-медиках, играющих в футбол в анатомическом театре. Увы, «профессиональный цинизм» не обошел стороной и нас, православных верующих: случается, мы видим особое неблагоговение и кощунственные шутки и выходки даже в церковной ограде…
Как остаться человеком на любой работе? По каким признакам мы можем понять, что с нами что-то не так, что мы теряем человеческий облик? И, главное, как изжить это в себе? На эти вопросы отвечает священнослужитель Русский Православной Церкви: протоиерей Артемий Владимиров
«Если мастер своего дела хранит себя от тщеславия,
его сердце будет исполняться благодати Святого Духа»
Протоиерей Артемий Владимиров
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:
— Как остаться человеком на своем поприще? Как следить за собой? Что может служить для нас предупреждением скольжения по наклонной плоскости? Думается, что все определяется поставленной целью. Если это сокровище, зарытое в земле, чистоган, золотой телец, личное обогащение, — жди дурных последствий. Евангелие возвестило раз и навсегда: нельзя одновременно служить Богу и мамоне. Человек, поклонившийся злату как божеству, согрешает идолопоклонством, а значит, незаметно для себя опутываясь сребролюбием, попадает в полон к демонам наживы, обогащения, бессердечия. Такой человек лишается благодатного покрова, если он был христианином. В нем со дня на день крепнут страсти гордости, жадности, похоти, злобы; совершается нравственное падение, приводящее к ожесточению сердца, к способности преступить ту незримую черту, которая написана у каждого в его совести. Несчастный начинает приносить любимое дело в жертву корысти. Возникает противоречие между декларируемым идеалом и образом жизни, происходит великий надлом и раскол в человеческой душе. Отсюда недалеко и до цинизма — потери веры в идеал, внутренняя измена ему, неспособность отдаться высокой цели, неверие в нее. Душевная смерть, выражающаяся в бессердечии к людям, глумлении над всем, что именуется благом, добром, истиной, красотой, подлинной любовью; бахвальство собственными пороками, открытое пренебрежение и осмеяние того, что дорого простым нормальным людям, не перешагнувшим упомянутую совестную черту.
Совершенно иное, если я поставил перед собой идеальную цель, каковой является служение Богу, прославление Его имени, уподобление Ему и, соответственно, жертвенное служение людям. Желание приносить им существенную пользу самоценны… Чем более преуспевает в своей профессиональной деятельности человек, тем больше он востребован теми, кто ждет его помощи, тем более рождается в душе бескорыстной радости, удовольствия от сознания своей нужности, от конкретных плодов созидания. Если при этом мастер своего дела хранит себя от тщеславия (что очень важно), его сердце будет исполняться благодати Святого Духа. Преуспевая в своем творчестве, христианин растет духовно. В нем увеличивается удельный вес творческого смирения, то есть сознания своей ограниченности, недостаточности. Его сердце распространяется и расширяется в любви, в сочувствии, в сострадании к людям. Видя пред собою обширное поле деятельности, истинный профессионал почитает себя должником тех, кто мог бы воспользоваться её плодами.
Как правило, люди, достигшие степеней известных, люди талантливые, творческие остаются совершенными бессребрениками (если вести речь о христианах). Это не значит, что они чужды земных интересов и нужд, но последние не являются приоритетом их профессиональной деятельности. Есть иная — высшая, творческая радость, которая осеняет человека в ходе самих трудов по изобретению чего-то нового, в общении с людьми, которые, пользуясь искусством твоих рук, получают искомое.
Как следить за собой? Очень просто.
Первое. Нужно в зародыше истреблять всякий корыстный помысел. Бог позаботится о тебе и не оставит тебя без насущного хлеба, особенно если ты в будничной жизни проявляешь великодушие, жертвенность, благородство по отношению к людям.
Второе. Очень важно избегать малейшей небрежности, верхоглядства; нельзя работать спустя рукава, делать что-либо тяп-ляп, абы как, для отвода глаз. Нельзя руководствоваться циничным признанием тусклых звезд постсоветской эстрады: «авось схавают», но должно отличаться большой самокритичностью. Хорошо быть всегда недовольным своими трудами, видеть то, что не достает тебе для совершенства, всегда оставаться в должниках у Господа, Который является источником всего доброго, нами совершаемого.
Третье. Очень важно сохранять человечность. Когда ты теряешь внимательное, бережное, деликатное, совестливое отношение к человеку, перестаешь трудиться в доброделании, когда уходит жертвенность в служении, — это весьма тревожный симптом. Напротив, если ты сохраняешь душевную теплоту, участливость, если тебе доставляет удовольствие помогать человеку — словом ли, делом, взглядом, молитвою, ты всегда будешь шестым чувством ощущать присутствие Христа Спасителя, Который пришел в этот мир и сделал все для возрождения и вхождения в жизнь вечную каждого из нас.
Четвертое. Важно следить за своей речью, языком и не допускать до сердца духа горькой иронии, сарказма. Избегать злых и насмешливых характеристик людей, осмеивать их действительные или вымышленные недостатки. В противном случае подобное умонастроение может незаметно стать второй природой человека, превратить его в мизантропа, циника, способного лишь издеваться над людьми, но не способного плакать (как Герда) над окаменевшими человеческими сердцами.
Пятое. Если говорить о христианах, то очень важно сохранять молитвенное дыхание сердца. Любой род созидательной деятельности нуждается в благодатной «инъекции» посредством нашего молитвенного обращения к Богу. Тайное собеседование с Небесным Отцом, призывание Его святого имени, испрашивание ежечасной, ежеминутной помощи свыше, благодарность Господу за успех дела (а прежде — за содействие, исправление недостатков) — очень важный внутренний критерий, по которому мы определяем, что не сбились с пути, не потеряли дорогу в потемках тщеславия, корысти и похоти.
И дай Бог, чтобы в воссозидаемой России все меньше места оставалось для циников — как в области политики, так и в сферах социального служения. Современный мир более всего страждет от потери любви, от бессердечного и жестокого отношения человека к человеку, и здесь совершенно ни при чем экономические факторы или политическая модель общества. Каждый из нас даст свой ответ Сердцеведцу Богу, чем он воодушевлялся в своей земной жизни, превратил ли он сердце в клоаку, исполненную тошнотворного запаха порока и нечистоты, именуемых цинизмом, или в лампаду, распространяющую вокруг себя свет и тепло жертвенной любви.
Источник Православие.ру
Комментарии закрыты.