2 января Церковь празднует память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Однажды на вопрос о том, откуда у него такая горячая вера, отец Иоанн ответил, что он просто жил в Церкви. О том, чем была Церковь для праведного старца Иоанна, – диакон Павел Сержантов.
Каждый верующий человек знает: спасаться без причастия невозможно. Пример подвига ежедневного причащения подал нам святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Святой Иоанн Кронштадтский происходил из священнического рода. Это многое объясняет. Но не всё. Он был особенный священник. Не потому, что хотел казаться особенным, и это у него получилось. Каким-то особенным был сам его путь, его вера, вполне церковная, его горение.
Диакон Павел Сержантов
Незадолго до кончины старца Иоанна Кронштадтского, в 1908 году, к нему приезжал молодой инок – будущий митрополит Вениамин (Федченков). Видя с каким благоговением протоиерей Иоанн целует крест, отец Вениамин попросил его:
«Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?» – «Вера?» – протоиерей Иоанн на минуту задумался, потом с твёрдой ясностью ответил: «Я жил в Церкви!»
– А что это такое – жили в Церкви? – спросил отец Вениамин.
– Ну, – с некоторым удивлением продолжал протоиерей Иоанн, – что значит жить в Церкви? Я всегда пребывал в церковной жизни… Служил Литургию… Любил читать в храме богослужебные книги… минеи, стихиры, каноны.
Простые батюшкины слова о церковной жизни накрепко врезались в память митрополита Вениамина.
Без этого отца Иоанна не понять
В тревожное время предреволюционных сомнений и исканий вера отца Иоанна покоилась на прочном основании. Ревностное участие в Литургии, в богослужебных молитвах усиливали его любовь и веру во Христа, Распятого и Воскресшего.
Когда читаешь даже дневниковые записи отца Иоанна, стоит учитывать, насколько они пронизаны богослужебным языком Православной Церкви. Хорошо заметно это по частым перечислениям, встречающимся у отца Иоанна, точнее говоря, по однородным членам предложения.
Это может кому-то показаться несколько утомительным, вспомните тогда, что перед нами характерная черта многих богослужебных молитв. Отец Иоанн настолько сжился с церковными книгами, что мыслил на языке церковных молитв.
Приведу в пример яркие слова его проповеди на Пасху:
«Солнце всходит – и всё… оживает после ночного оцепенения… Когда Солнце правды – Христос – взойдет в верующей, любящей, кающейся душе христианина, она тотчас оживает… укрепляется, радуется».
Для батюшки Иоанна Христос – это свет и сама жизнь. И вот у него характерные для церковных служб перечисления: Христос, подобно солнцу, восходит в верующей, любящей, кающейся душе христианина, душа тотчас оживает, укрепляется, радуется. Вера и любовь пробуждают человеческую душу и делают ее сильнее. Покаяние наполняет душу радостью оттого, что Христос приходит к грешнику Сам, просветляет его душу.
Антропология покаянного подвига
Тема покаяния звучала у отца Иоанна всю жизнь, наполняла всё его существо.
Вот что он однажды записал:
«Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления… называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается… надо его пробуждать; воля притупляется, обессиливает для исправления, надо ее принуждать; Царство небесное силою берется».
Из антропологии мы знаем, что человеческая душа имеет несколько сил: ум, волю, чувства (эмоции). Именно в свете этого учения надо читать запись отца Иоанна. От покаяния укрепляются силы души: ум проясняется, чувства пробуждаются, воля становится дееспособнее.
Оставил батюшка замечательные слова не только о покаянии, но и о борьбе со страстями, которые порой маскируются под добродетели:
«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы не было в тебе злобы».
Подлинная ревность по Богу не имеет ничего общего со страстью постоянного осуждения ближних, с культивированием в себе ненависти к людям. Ревность по Богу не допустит, чтобы в душе христианина хозяйничала злоба.
Богослужебный батюшка
Отец Иоанн вырос в верующей семье, с детства, не без труда, впитал в себя христианские наставления. Потом была учеба в Архангельской семинарии и Петербургской духовной академии, весьма успешная. Потом священство на кронштадтском приходе.
И здесь батюшка опять нашел неиссякаемый источник:
«В богослужении – вся догматика, вся церковная история, всё домостроительство нашего спасения, всякое врачевание духовное». Богослужение дает нам духовное лекарство от всевозможных болезней. В нём запечатлелись самые ценные напластования многовековой церковной истории, священной истории. В церковных службах цветет догматическое богословие, ведь состоит догматика не из далеких от нашей повседневности утверждений, а из того, что может день за днем укреплять нас в вере.
Жалкое и мелкое существование, заунывная рутина и мертвечина не устраивали отца Иоанна. Он стремился жить по-настоящему, вчитаемся в его слова: «Все любим жизнь, но в нас нет истинной жизни без Источника жизни Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что на ней Сам Господь… преподает Себя Самого в пищу и питие верующим… диавол всеми адскими кознями старается отвращать христиан от чаши жизни».
Вот почему в свои 79 лет отец Иоанн не отходил от Христовой Чаши и паству свою призывал всей душой ценить великое Таинство.
Подумать только, на Литургии Господь нас питает Собой, мы наполняемся Его духовной жизнью.
А что во внебогослужебное время?
Каждому ясно, что физически невозможно провести всю жизнь на церковных службах. Есть у христиан и внехрамовая жизнь, дома, на работе.
Отец Иоанн советует дома регулярно читать Слово Божие:
«При чтении его ты опытно узнаешь, что оно есть свет для твоего ума, с которым не только без боязни, но и с радостью ты можешь идти путем самой сени смертной».
Светлые полосы в нашей жизни чередуются с темными, порой даже с очень мрачными – сенью смертной. В такое мрачное время надо взять с собой свет, чтобы не упасть на пути, чтобы не бояться. Светом для человеческого ума служит Евангелие и другие книги апостолов и пророков. Божие Слово не дает нам заблудиться, выводит людей на верный путь.
С 1890-х годов отец Иоанн стал известен по всей России как старец. К нему отовсюду стекались люди, со своими проблемами и просьбами помолиться, с благодарностью. Ему везли множество даров, он без устали раздавал дары неимущим.
Он был человеком очень одаренным во всех смыслах, в первую очередь одаренным духовно. Как батюшка сам к этому относился?
Прочтём его молитву: «Господи! Да не будут дары Твои, духовные и вещественные, в нас и у нас праздны; даждь им движение спасительное и полезное».
Сколько он послужил в храме? Много! А сколько он помогал людям за церковной оградой?! Тоже очень много! По его убеждению, дары не должны лежать праздными, они должны служить к Божьей славе и на пользу людям.
Диакон Павел Сержантов
Источник: Правмир
Комментарии закрыты.