Сейчас очень важно обратить особое внимание на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и правдивое изложение информации о новомучениках. Чтобы восприятие детьми их образа мыслей и поступков было положительным. Предлагаю для преподавания информации о святых новомучениках следующие рассуждения.
За что умирали святые? Советская власть Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви узаконила жесточайший разгром отеческой культуры. Свобода совести обернулась свободой греху, ложь и насилие стали главными силами новой власти. Декрет положил начало светской школе в нашей стране.
Поместный Собор, проходивший в это время, назвал Декрет злостным покушением на весь строй жизни Православной Церкви и актом открытого против нее гонения… В ответной Декларации Собора говорилось: требование о полном отделении Церкви от государства сравнивается с пожеланием, «чтобы солнце не светило, а огонь не согревал. Церковь, по внутреннему закону своего бытия, не может отказаться от призвания просветлять, преображать всю жизнь человечества, пронизывать ее своими лучами».
Основные положения «Определения», принятого Собором, гласили, что глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения должны быть людьми православными, что во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших, так и в высших учебных заведениях.
Власть ответила на обращение Собора многочисленными арестами и казнями. 19 января 1918 г. патриарх Тихой обратился с посланием к Ленину и Свердлову. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело сатанинское, за которое подлежат огню геенскому в жизни загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной».
Среди новомучеников многие после окончания семинарии становились преподавателями учебных заведений, стояли и умирали за сохранение родной православной культуры, против расцерковления-секуляризации государства и школы.
Что особенного в этих людях? На фотографиях перед казнью мы видим их лица, несущие следы страданий после жестоких пыток, допросов, издевательств. Это обычные люди, у многих в глазах страх. Недостаточно представлять детям в образе новомученика человека большой силы веры, не отказавшегося от своих убеждений перед лицом смерти. За свои убеждения умирали и коммунисты. Святые – носители силы Духа Святого, Духа Церкви. В этом их красота и слава. Поэтому, говоря о славе святых, мы говорим о славе Божией, о славе Христовой Церкви.
Мучеников на греческом языке называют «мартирос», что означает – свидетель. Их смерть свидетельствует о правде Христовой – о бессмертии. Они — семя, Церковь взращена на крови мучеников. В этом красота Церкви, которая должна стать понятной и родной всякому русскому православному человеку. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский писал: «В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога… Когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке… Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь…».
В нашей классической литературе и истории сила Духа Церкви сияет двумя главными особенностями: готовностью служить и радостью страдать. Вне Церковного воспитания господствует гедоническое мышление, которое не позволит передать красоту нашей культуры подрастающему поколению. Не зная Церкви, детям невозможно понять, почему человек избирает вечную жизнь взамен сладости жизни временной, почему счастливы плачущие, самозабвенно служащие другим людям, ругаемые и распинаемые за правду, почему нужно подставить под удар другую щеку, а не оскалить зубы и дать сдачи.
В светской секуляризованной школе учитель мало- или совсем невоцерковленный не в силах объяснить готовность простых людей: детей, женщин, священников и мирян терпеть ради любви к Богу жесточайшие муки.
Стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама, написанное в 1931 году, поможет нам ощутить страшное время эпохи безбожного советского времени.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
Комментарии закрыты.