Работая над публикациями о семье и браке, я проводила небольшие опросы среди православной молодежи о том, каким они желали бы видеть своего будущего спутника жизни. Конечно, беседы с несколькими сотнями людей нельзя назвать репрезентативными выборками, однако некоторые тенденции явно просматриваются.
Главное требование православных девушек к будущему супругу ― «чтобы зарабатывал», «обеспечивал», «содержал семью», «имел стабильный и высокий доход». В семье непременно должно быть традиционное распределение ролей ― «муж-добытчик», «жена-домохозяйка». На вопрос о том, почему муж обязательно должен много зарабатывать, девушки отвечали: «Чтобы можно было рожать детей, сколько Бог даст», «создать настоящую православную многодетную семью». Любопытно, что того же мнения, и даже в большей степени, придерживаются и невесты за тридцать, которые вряд ли станут мамами пяти-семи и большего количества детей уже по чисто физиологическим причинам.
Представления юношей о будущей супруге и цели предстоящего брака крайне размыты. Пожалуй, наиболее частое пожелание женихов лет до 25-ти ― «чтобы было, о чем с ней поговорить». Мужчины за тридцать начинают придавать большое значение возрасту невесты ― «не старше 25-ти, 20-ти…» ― далее вспоминаются рамки Уголовного кодекса, который, впрочем, признается ими весьма несовершенным по сравнению с законодательством Византии, где вступать в брак можно было с 12-15 лет. Даже имеющие за плечами два-три расторгнутых брака вспоминают про девственность ― «женюсь только на девушке без прошлого».
Однако ни женские, ни мужские ожидания от «православного брака» не совпадают с тем смыслом, который вкладывал в создание семьи святой апостол Павел. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену», ― пишет он в Первом послании к Коринфянам. «Брак есть врачество, истребляющее блуд», ― соглашается с апостолом в своем толковании святитель Иоанн Златоуст. Известный афонский старец Паисий тоже советовал молодым людям пораньше ― лет до 24-25 ― вступать в брак именно по этой причине ― чтобы не впасть в блудный грех.
Поэтому популярная в наше время семейная модель ― «сначала заработай, а потом женись, ближе к сорока» ― не выдерживает с христианской точки зрения никакой критики. Что должен делать «зарабатывающий на будущую семью» мужчина до 30-40 лет, хм… в сексуальном плане? Усмирять плоть отжиманиями от пола и холодным душем? Простите, не верю ― все мы живые люди из плоти и крови. Жизнь монахов-подвижников ― другая тема, она должна протекать за монастырскими стенами в аскетической практике поста и молитвы, а не среди большого города с мелькающими женскими ножками. Вступать в легкие, быстротечные, ни к чему не обязывающие связи со многими прекрасными девушками? С православной точки зрения это тяжкий грех, за который по канонам полагается на много лет отлучать от причастия, а с точки зрения практической этого просто не бывает. Это только в кино герой Хью Гранта сегодня завлекает в свою роскошную спальню фотомодель, а завтра — известную актрису. Реальный же наш холостой современник переживает тяжелое похмелье гораздо чаще оргазма.
«Целомудрие» и «воздержание»
Многие люди сегодня считают слово «целомудрие» синонимом «воздержанию» или «девственности», хотя это отнюдь не так. Целомудрием можно назвать и здоровую, полноценную супружескую жизнь без измен даже в мыслях.
Брак ― это средство сохранения целомудрия. Правда, странно бы звучало заявление: «Сначала я заработаю много денег, куплю новую мебель и бытовую технику, а потом установлю в своей квартире дверь и врежу в нее замок»? Говорящий так рискует уже в первый день обнаружить в своем жилище лишь голые стены, если не лежбище пьяных бомжей. Точно так же, если иметь в виду христианскую цель брака, абсурдно звучит утверждение: «Сначала заработаю, потом женюсь». Сначала растеряю целомудрие, а потом, когда от него уже и следов не останется, вступлю в брак, призванный целомудрие хранить.
Многие миссионеры отмечают, что, выступая перед светской молодежью, темы отношений полов лучше вообще не касаться ― настолько далеки реалии современной жизни от церковных требований. Действительно, когда современному молодому человеку проповедники говорят «не блуди», он воспринимает это как «сиди один и постись», а потому сразу готов послать миссионера в «пешее эротическое путешествие». Молодым людям даже в голову не приходит, что в их «нежном возрасте» можно вот так просто взять и вступить в брак и начать жить здоровой полноценной жизнью на законных основаниях. А ведь всего одно поколение назад родители этих самых юношей и девушек довольно часто вступали в брак еще студентами, и это никого не удивляло. Правда, в советское время молодым семьям давали льготное жилье. Но вы ведь не рассуждаете так: «Пока не куплю квартиру в экологически чистом районе, не буду дышать воздухом». Брак ― естественное состояние человека, это удел всех, кто не призван к монашеству, а не привилегия только лишь богатых и успешных.
Показатель работы…
Пожалуй, лучший показатель эффективности работы той или иной православной молодежной организации ― это, когда в ней часто играют свадьбы. Например, в Патриаршем центре духовного развития молодежи при Свято-Даниловом монастыре в Москве или в липецком молодежном центре «Экклезиаст» женихи и невесты в возрасте около двадцати ― типичная картина, а годам к двадцати пяти семейные и увешанные детьми составляют большинство. Гораздо печальнее наблюдать такую картину: при храме собирается молодежь, проходит лет десять ― при том же храме собирается все та же «молодежь», только розовощекие юноши за это время превратились в унылых бородатых дядек в поношенных свитерах, а резвые девицы — в засыхающих старых дев, метущих юбками пол. За десять лет макания чайных пакетиков в кипяток общине не удалось решить такую проблему, как инфантилизм.
Примечательно, что те самые «настоящие православные многодетные семьи», о которых мечтают участники проведенного нами опроса, в итоге получаются у тех, кто изначально не ставил перед собой цели «соответствовать». Они просто не побоялись любить.
«Интерфакс-Религия»
Комментарии закрыты.