Храм Стефана Пермского

Пожертвуйте на храм

Отправьте СМС на номер 3434
текстом: nahram 77 500

где 500 — сумма в рублях
Храм Стефана Пермского

Говоря об истории образования в Ухте православного прихода, надо иметь в виду, что этот северный город был оплотом коммунистической идеологии,... Еще

Россия, Коми
Настоятель храма неизвестен

?

Пригласить настоятеля Я настоятель

Вы можете отправить ссылку на эту страницу настоятелю храма

0
Прихожан храма зарегистрированы на сайте Правжизнь
Найти знакомых и общаться
  • Являюсь прихожанином
  • Расписание богослужений
  • Молитва по соглашению
  • Заказать поминовение
  • Сделать пожертвование
Пригласите настоятеля храма, чтобы он смог:
  • Управлять страницей храма, публиковать контакты и расписание богослужений
  • Общаться с прихожанами, создавать группы и каналы храма
  • Собирать пожертвования на храм и на поддержание прихода
  • Публиковать фотоальбомы и видеоальбомы, новости
  • Дистанционно принимать поминовения, создавать группы молящихся
  • Рассказывать о святынях храма и чудесах, которые в нем происходили

Являетесь настоятелем этого храма? Регистрируйтесь и управляйте этой страницей

Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»

Говоря об истории образования в Ухте православного прихода, надо иметь в виду, что этот северный город был оплотом коммунистической идеологии, центром лагерных поселений. Он был рожден на чистом месте – берегу реки Ухты, когда сюда в августе 1929 года высадилась первая разведочная экспедиция из числа первоклассных мастеров своего дела – буровиков, геологов, нефтяников-заключенных. Не могло быть и речи о религиозном духе той, послереволюционной, поры. Огражденная колючей проволокой и «частоколом» винтовок Ухта еще долго находилась в духовном плену.

Хотя по рассказам очевидцев, и, в частности, кандидата исторических наук ухтинки Анны Никифоровны Каневой, кропотливо изучающей жизнь ухтинских ОЛПов той поры по архивным данным, в местах заключения находились представители всех конфессий и сект.Веровали они конспиративно, в том числе и православные. Известны случаи, когда заключенным удавалось сохранить нательные крестики, молитвы, написанные на коленкоре, иконки.

Когда лагеря стали закрывать и определять людей на вольное поселение, в «Ухте» просто расцвел «букет» сектантов: баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и т.д. Например, центр баптистской общины был на станции Ухта и в Сосногорске.

Первые попытки создать в Ухте православный приход наметились в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Тогда молитвенный дом был уже в с. Айкино, а православный храм – в с. Кочпоне. Сыктывкарский священник о. Сергий Жохов сыграл не последнюю роль в том, чтобы создать церковную «двадцатку» из верующих Ухты, Сосногорска, Троицко-Печорска и Усть-Выми. Эти активисты и купили частный дом на ул. Севастопольской в районе нынешней автозаправки. А также и дом священника. Им стал Сергей Паршуков, бывший учитель начальных классов Усть-Куломского района. В годы войны он работал в системе КГБ, а после демобилизации – экономистом в системе «Вычегдалесосплава». Его уважительное отношение к церкви и подметил о. Сергий Жохов, взяв его на стажировку». После рукоположения о. Сергий служил в Айкино, позже, с образованием в Ухте православного прихода, был направлен в молитвенный дом на Севастопольской улице. На УМЗ был отлит колокол, иконы писал для верующих учитель рисования школы №2. Богослужения проводились по праздникам.

Однако городские власти вовсе не хотели мириться с тем, что церковь стала привлекать к себе людей. И горком партии, и горком комсомола посчитали, что в советском городе не должно быть места попам. И вот финотдел горисполкома проводит в церкви ревизию, на какие цели приход тратит деньги? Выяснилось, что на кагор, тетради, ручки, перья, муку и т.д. Более того, однажды, когда о. Сергий Жохов приезжал в Ухту на церковный праздник, ему наняли такси до аэропорта, заплатив 400 рублей. Это, по свидетельству очевидцев, и послужило поводом отстранить настоятеля молитвенного дома о.Сергия Паршукова от богослужения в пасхальную ночь. С проверкой выполнения решения прибыли представители горисполкома и комсомольские активисты.

Рассказывает А.Н. Канева:

- Народу на Пасху собралось очень много. Несмотря на запрет, Паршуков служил праздничную литургию. Его сильный красивый голос выделялся среди поющих в церкви певчих. Так как священник не выполнил принятого горкомом партии постановления, приход было решено закрыть, о чем был составлен акт. Все церковное имущество было передано в Кочпонский храм (данные об этом хранятся в архиве нынешней ФСБ).

Была поставлена задача разогнать и церковную «двадцатку», но верующие старались держаться вместе, хотя и перешли на почти нелегальное положение, собирались по квартирам, читали Псалтирь, молились, хотя и без священника.

Шли годы, наступила «горбачевская оттепель», и в Ухте вновь возобновились разговоры о создании прихода, кто-то вспомнил о случившемся с о. Сергием Паршуковым, мол, он говорил, что его съедят за то, что не указал в анкете о работе в системе КГБ.

И вот группа верующих, теперь уже в 80-х годах, стала собирать деньги на покупку дома под храм. Ездили за разрешением в Москву, писали прошение епископу Архангельскому и Мурманскому Пантелеимону. Разрешение было получено. За 11,5 тысяч рублей купили дом-развалюху на берегу р. Ухты по ул. Заречной. Выпросили себе священника. Из Котласа с матушкой Мариной и дочкой Ольгой приехал о. Дмитрий Синюга. Старостой был назначен Александр Литвинов. Дом пришлось ремонтировать, закупать все, вплоть до мелочей – от церковной утвари до облачения. Престол был освящен в честь святителя Стефана, епископа Великопермского. Первое богослужение было совершено в ночь на Рождество, с1988 на 1989 год.

Конечно, это было не самое удачное место для храма. Были постоянные распри с частным фермером В. Прохоровым, чье свиноводческое хозяйство находилось по соседству (об этом не раз писала газета «Ухта»), а весной 1992 года произошло сильное наводнение. Храм и окрестности были затоплены, инспектирующие органы города, в том числе СЭС, наложили запрет на использование молитвенного дома для богослужений.

И тогда выбор пал на бывшее здание ЦДК, находившееся на балансе ПО «Коминефть» и института «Печорнипинефть». Состояние его было крайне запущенным, однако уже 28 марта 1993 г. епископ Пантелеимон освятил часть помещения ЦДК для проведения богослужений. И храм начал свою жизнь.

Вопрос о передаче здания епархии долгое время оставался не решенным, из за чего серьезные ремонтные работы приходилось откладывать. И решение о расширении молитвенного помещения было принято лишь к 1998 г., после чего был проведен капитальный ремонт половины здания. Летом 2002 года был установлен новый 4-х ярусный иконостас.

К сожалению еще никто не рассказал о святынях в этом храме. Если Вам известно о святынях храма, Вы можете добавить их.

Добавить святыню

К сожалению еще никто не рассказал о чудесах в этом храме. Если Вам известно о чудесах храма, Вы можете добавить их.

Добавить чудо